18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Заха Хадид вернулась в Эрмитаж, на этот раз с ретроспективой

№34
Материал из газеты

Экспозиция отразит весь путь звезды, от ранних эскизов до последних проектов

Поводом для выставки Заха Хадид в Государственном Эрмитаже  стало 10-летие получения архитектором Прицкеровской премии 2004 года. Тогда церемония награждения состоялась именно в Эрмитаже. Архитектурная программа проекта «Эрмитаж XX/XXI» включает два типа выставок. Это ретроспективы, рассказывающие о школах, и здесь уже показали голландский Баухаус и намечен финский модернизм. Или персональные выставки-блокбастеры звезд архитектуры, и до Хадид был представлен Сантьяго Калатрава.

Феномен архитектурных звезд появился в 1990-е годы, когда на гребне подъема мировой экономики в пору творческого расцвета вступили мастера, получившие образование в 1970–1980-е с акцентом на бумажных проектах и философском осмыслении архитектуры. Как рассказала Ксения Малич, эрмитажный куратор выставки, в отличие от предыдущих архитектурных проектов, нынешний должен получиться достаточно эмоциональным. Важное место в нем займут ранние эскизы Хадид на бумаге, в которых заметно влияние супрематизма, серия проектов высотных зданий, морфологические эксперименты. Главная задача — показать, что работы Хадид — не просто оригинальны, но это закономерный этап развития современной архитектуры.

Хадид отдан Николаевский зал — главное пространство Зимнего дворца. Концепция выставки строится на контрасте между архитектурной графикой 1980-х годов, когда Хадид строила архитектурные утопии и неосупрематические миры, и моделями зданий, спроектированых и/или построенных в разных странах. Все эскизы предоставлены бюро Zaha Hadid Architects, модели сделаны либо там же, либо под наблюдением ее сотрудников.

Хадид вместе с Малич отобрала для показа пожарную станцию в Музее дизайна Vitra в немецком Вайле-на-Рейне (первый реализованный проект Хадид), лыжный трамплин «Бергизель» в Инсбруке, научный центр «Фэно» в Вольфсбурге, Центр водных видов спорта в Лондоне, Музей современного искусства MAXXI в Риме, Signature Tower в Дубае и Olympic Tower в Нью-Йорке, Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Sunrise Tower в Куала-Лумпуре.

Хадид часто относят к деконструктивистам. Действительно, многие ее проекты, та же Signature Tower, «преодолевают» закон всемирного тяготения. Именно по этой причине много лет ее проекты оставались на бумаге. Но выставка в Эрмитаже показывает, что Хадид в первую очередь интересует, как работает современная архитектура, создавая пространство, адекватное мироощущению современного человека. Находясь внутри пожарной станции Музея дизайна Vitra с его острыми углами, понимаешь, что это место тревожного ожидания. Заходя в MAXXI, ощущаешь, что музей рассчитан на показ искусства XXI века и ему там уютно. Точно так же показанные на выставке футуристические дизайнерские работы Хадид для брендов Nova Shoes, Flames Shoes, Zephyr Sofa, Z-Car — это реализация давней мечты классического авангарда о скорости, преодолении пространства и победе над временем. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+