18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Заха Хадид вернулась в Эрмитаж, на этот раз с ретроспективой

№34
Материал из газеты

Экспозиция отразит весь путь звезды, от ранних эскизов до последних проектов

Поводом для выставки Заха Хадид в Государственном Эрмитаже  стало 10-летие получения архитектором Прицкеровской премии 2004 года. Тогда церемония награждения состоялась именно в Эрмитаже. Архитектурная программа проекта «Эрмитаж XX/XXI» включает два типа выставок. Это ретроспективы, рассказывающие о школах, и здесь уже показали голландский Баухаус и намечен финский модернизм. Или персональные выставки-блокбастеры звезд архитектуры, и до Хадид был представлен Сантьяго Калатрава.

Феномен архитектурных звезд появился в 1990-е годы, когда на гребне подъема мировой экономики в пору творческого расцвета вступили мастера, получившие образование в 1970–1980-е с акцентом на бумажных проектах и философском осмыслении архитектуры. Как рассказала Ксения Малич, эрмитажный куратор выставки, в отличие от предыдущих архитектурных проектов, нынешний должен получиться достаточно эмоциональным. Важное место в нем займут ранние эскизы Хадид на бумаге, в которых заметно влияние супрематизма, серия проектов высотных зданий, морфологические эксперименты. Главная задача — показать, что работы Хадид — не просто оригинальны, но это закономерный этап развития современной архитектуры.

Хадид отдан Николаевский зал — главное пространство Зимнего дворца. Концепция выставки строится на контрасте между архитектурной графикой 1980-х годов, когда Хадид строила архитектурные утопии и неосупрематические миры, и моделями зданий, спроектированых и/или построенных в разных странах. Все эскизы предоставлены бюро Zaha Hadid Architects, модели сделаны либо там же, либо под наблюдением ее сотрудников.

Хадид вместе с Малич отобрала для показа пожарную станцию в Музее дизайна Vitra в немецком Вайле-на-Рейне (первый реализованный проект Хадид), лыжный трамплин «Бергизель» в Инсбруке, научный центр «Фэно» в Вольфсбурге, Центр водных видов спорта в Лондоне, Музей современного искусства MAXXI в Риме, Signature Tower в Дубае и Olympic Tower в Нью-Йорке, Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Sunrise Tower в Куала-Лумпуре.

Хадид часто относят к деконструктивистам. Действительно, многие ее проекты, та же Signature Tower, «преодолевают» закон всемирного тяготения. Именно по этой причине много лет ее проекты оставались на бумаге. Но выставка в Эрмитаже показывает, что Хадид в первую очередь интересует, как работает современная архитектура, создавая пространство, адекватное мироощущению современного человека. Находясь внутри пожарной станции Музея дизайна Vitra с его острыми углами, понимаешь, что это место тревожного ожидания. Заходя в MAXXI, ощущаешь, что музей рассчитан на показ искусства XXI века и ему там уютно. Точно так же показанные на выставке футуристические дизайнерские работы Хадид для брендов Nova Shoes, Flames Shoes, Zephyr Sofa, Z-Car — это реализация давней мечты классического авангарда о скорости, преодолении пространства и победе над временем. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+