18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Номер 18 может стать первым номером

№34
Материал из газеты

Супрематическое полотно Казимира Малевича из коллекции семьи художника выставлено на торги в Лондоне после участия в ретроспективе в лондонском музее

На вечернем аукционе импрессионизма и искусства ХХ века Sotheby’s в Лондоне 24 июня будет представлена Супрематическая композиция № 18 Казимира Малевича 1915 года из семьи художника. Это одна из пяти картин, переданных наследникам Малевича в 2008 году амстердамским Стеделейк-музеем в результате мирового соглашения.

Абстрактная композиция входила в число работ, отобранных самим художником для берлинской выставки 1927 года. В июне того же года Малевичу пришлось вернуться в Советский Союз, но его картины остались на хранении в Германии. Художнику было отказано в последующих поездках на Запад, и он скончался в 1935 году в СССР. Позднее картина Супрематическая композиция № 18 была передана на хранение немецкому архитектору Хуго Херингу, который продал ее муниципальному музею города Амстердама. В 2004 году наследники художника подали в суд, оспаривая законность владения музеем произведениями Малевича. В результате четырехлетней тяжбы пять вещей из собрания амстердамского музея были возвращены наследникам. Последние, в свою очередь, согласились отозвать иск и не претендовать на другие полотна Малевича, которые также хранятся в голландском музее (Стеделейк располагает самой большой коллекцией Малевича за пределами России).

Сразу было понятно, что работам суждено попасть на рынок, как это часто случается с произведениями искусства, полученными по реституции. Действительно, не прошло и полугода, как одна из работ оказалась на аукционе. Осенью 2008 года другое полотно, Супрематическая композиция 1916 года из того же источника, уже появлялось на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Тогда, в разгар кризиса, картина была продана за рекордные для художника и для всего русского искусства $60 млн.

На этот раз специалисты аукционного дома оценили супрематическую композицию одного из самых прославленных художников ХХ века более осторожно, в £20–30 млн ($30–45 млн).

Выставленная на торги 24 июня картина участвовала в самой первой экспозиции супрематической живописи в ноябре 1915 года в Москве. В 1927 году Малевич лично участвовал в показе работы Супрематическая композиция № 18 на выставке в Берлине, где западноевропейская публика впервые получила возможность познакомиться с творчеством русского авангардиста. Последний раз картина экспонировалась в 2014 году в рамках ретроспективы в Тейт Модерн в Лондоне, после чего представители Фонда Бейелера (Швейцария) обратились с просьбой предоставить Супрематическую композицию № 18 для участия в предстоящей реконструкции эпохальной петербургской выставки 0,10. Та экспозиция стала поворотным моментом в истории современного искусства: именно на выставке 0,10 в 1915 году в Петербурге Малевич впервые представил свою беспредметную живопись, которую назвал «супрематизмом».
За последние 25 лет лишь три значительные работы Малевича были проданы на аукционах: помимо продажи 2008 года на Sotheby’s за $60 млн, следует вспомнить аукцион Phillips в Нью-Йорке 2000 года, когда другая картина супрематического периода была продана за $15,5 млн. Незадолго до того она также была передана наследникам нью-йоркским Музеем современного искусства по решению суда (тогда родственники Малевича получили из MoMA шесть работ своего великого предка).

Еще один резонансный случай — продажа знаменитого полотна Черный квадрат (четвертый вариант, 1932 года) из коллекции Инкомбанка. После финансового кризиса 1998 года Банк России отозвал лицензию у компании, банк был признан банкротом, а культурные ценности, находившиеся в его собственности, были реализованы на публичных торгах аукционного дома «Гелос».

Однако главный шедевр корпоративной коллекции, Черный квадрат, до аукциона не дошел, а был выкуплен государством в апреле 2002 года за смешную сумму в $1 млн, которая была предоставлена для покупки работы, ныне находящейся в Эрмитаже, Владимиром Потаниным. В той сделке много странного и таинственного: и обстоятельства продажи, и цена, и выбор музея (не Русский музей или Третьяковская галерея, где традиционно выставляется русское искусство).

С аукциона «Гелос» 13 апреля 2002 года, завершившего распродажу коллекции банка, ушли еще две работы Малевича, правда фигуративные, а не абстрактные: Автопортрет и Портрет жены, они были проданы за $600 тыс. и $90 тыс. соответственно. Разумеется, сейчас все эти суммы не могут служить ориентирами при оценке реальной стоимости живописи Малевича.

По иронии судьбы громкая продажа работ Казимира Малевича почти всякий раз сопряжена с очередным экономическим кризисом в России. В 2008-м глава компании Sotheby’s в России и СНГ Михаил Каменский очень надеялся, что выставленная на торги картина вернется в Россию, ведь у нас в музейных собраниях всего 18 супрематических произведений художника. Однако покупатель, который приобрел работу за назначенные $60 млн (других претендентов на нее не было), к России отношения не имел.

Теперь у российских коллекционеров появилась новая возможность заполучить подобную работу.

В то же время Казимир Малевич — один из немногих русских художников, чьи имя широко известно за пределами отечества и чьи работы высоко котируются коллекционерами во всем мире. Не случайно оба раза Sotheby’s принимал решение выставить его работы на аукционы импрессионизма и модернизма, а не в рамках недели русского искусства. Супрематическая композиция № 18 уже была показана в конце мая в Гонконге (с 28 по 31 мая) и будет представлена на предаукционной выставке в Лондоне с 18 июня. Можно рассчитывать, что работа вызовет интерес покупателей из самых разных стран.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+