18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Номер 18 может стать первым номером

№34
Материал из газеты

Супрематическое полотно Казимира Малевича из коллекции семьи художника выставлено на торги в Лондоне после участия в ретроспективе в лондонском музее

На вечернем аукционе импрессионизма и искусства ХХ века Sotheby’s в Лондоне 24 июня будет представлена Супрематическая композиция № 18 Казимира Малевича 1915 года из семьи художника. Это одна из пяти картин, переданных наследникам Малевича в 2008 году амстердамским Стеделейк-музеем в результате мирового соглашения.

Абстрактная композиция входила в число работ, отобранных самим художником для берлинской выставки 1927 года. В июне того же года Малевичу пришлось вернуться в Советский Союз, но его картины остались на хранении в Германии. Художнику было отказано в последующих поездках на Запад, и он скончался в 1935 году в СССР. Позднее картина Супрематическая композиция № 18 была передана на хранение немецкому архитектору Хуго Херингу, который продал ее муниципальному музею города Амстердама. В 2004 году наследники художника подали в суд, оспаривая законность владения музеем произведениями Малевича. В результате четырехлетней тяжбы пять вещей из собрания амстердамского музея были возвращены наследникам. Последние, в свою очередь, согласились отозвать иск и не претендовать на другие полотна Малевича, которые также хранятся в голландском музее (Стеделейк располагает самой большой коллекцией Малевича за пределами России).

Сразу было понятно, что работам суждено попасть на рынок, как это часто случается с произведениями искусства, полученными по реституции. Действительно, не прошло и полугода, как одна из работ оказалась на аукционе. Осенью 2008 года другое полотно, Супрематическая композиция 1916 года из того же источника, уже появлялось на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Тогда, в разгар кризиса, картина была продана за рекордные для художника и для всего русского искусства $60 млн.

На этот раз специалисты аукционного дома оценили супрематическую композицию одного из самых прославленных художников ХХ века более осторожно, в £20–30 млн ($30–45 млн).

Выставленная на торги 24 июня картина участвовала в самой первой экспозиции супрематической живописи в ноябре 1915 года в Москве. В 1927 году Малевич лично участвовал в показе работы Супрематическая композиция № 18 на выставке в Берлине, где западноевропейская публика впервые получила возможность познакомиться с творчеством русского авангардиста. Последний раз картина экспонировалась в 2014 году в рамках ретроспективы в Тейт Модерн в Лондоне, после чего представители Фонда Бейелера (Швейцария) обратились с просьбой предоставить Супрематическую композицию № 18 для участия в предстоящей реконструкции эпохальной петербургской выставки 0,10. Та экспозиция стала поворотным моментом в истории современного искусства: именно на выставке 0,10 в 1915 году в Петербурге Малевич впервые представил свою беспредметную живопись, которую назвал «супрематизмом».
За последние 25 лет лишь три значительные работы Малевича были проданы на аукционах: помимо продажи 2008 года на Sotheby’s за $60 млн, следует вспомнить аукцион Phillips в Нью-Йорке 2000 года, когда другая картина супрематического периода была продана за $15,5 млн. Незадолго до того она также была передана наследникам нью-йоркским Музеем современного искусства по решению суда (тогда родственники Малевича получили из MoMA шесть работ своего великого предка).

Еще один резонансный случай — продажа знаменитого полотна Черный квадрат (четвертый вариант, 1932 года) из коллекции Инкомбанка. После финансового кризиса 1998 года Банк России отозвал лицензию у компании, банк был признан банкротом, а культурные ценности, находившиеся в его собственности, были реализованы на публичных торгах аукционного дома «Гелос».

Однако главный шедевр корпоративной коллекции, Черный квадрат, до аукциона не дошел, а был выкуплен государством в апреле 2002 года за смешную сумму в $1 млн, которая была предоставлена для покупки работы, ныне находящейся в Эрмитаже, Владимиром Потаниным. В той сделке много странного и таинственного: и обстоятельства продажи, и цена, и выбор музея (не Русский музей или Третьяковская галерея, где традиционно выставляется русское искусство).

С аукциона «Гелос» 13 апреля 2002 года, завершившего распродажу коллекции банка, ушли еще две работы Малевича, правда фигуративные, а не абстрактные: Автопортрет и Портрет жены, они были проданы за $600 тыс. и $90 тыс. соответственно. Разумеется, сейчас все эти суммы не могут служить ориентирами при оценке реальной стоимости живописи Малевича.

По иронии судьбы громкая продажа работ Казимира Малевича почти всякий раз сопряжена с очередным экономическим кризисом в России. В 2008-м глава компании Sotheby’s в России и СНГ Михаил Каменский очень надеялся, что выставленная на торги картина вернется в Россию, ведь у нас в музейных собраниях всего 18 супрематических произведений художника. Однако покупатель, который приобрел работу за назначенные $60 млн (других претендентов на нее не было), к России отношения не имел.

Теперь у российских коллекционеров появилась новая возможность заполучить подобную работу.

В то же время Казимир Малевич — один из немногих русских художников, чьи имя широко известно за пределами отечества и чьи работы высоко котируются коллекционерами во всем мире. Не случайно оба раза Sotheby’s принимал решение выставить его работы на аукционы импрессионизма и модернизма, а не в рамках недели русского искусства. Супрематическая композиция № 18 уже была показана в конце мая в Гонконге (с 28 по 31 мая) и будет представлена на предаукционной выставке в Лондоне с 18 июня. Можно рассчитывать, что работа вызовет интерес покупателей из самых разных стран.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+