Античное эхо минувшей войны

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Последнее десятилетие специалисты Пушкинского музея буквально по частям и небольшим фрагментам кропотливо восстанавливают античную скульптуру и керамику из трофейной «Берлинской коллекции»

Вот уже более десяти лет реставраторы и научные сотрудники Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина занимаются сборкой сложнейших в буквальном смысле «пазлов» — остатков коллекции берлинских музеев, практически уничтоженной в мае 1945 года.

В конце войны власти Берлина свезли музейные фонды в бункер парка Фридрихсхайн. После прихода советских войск там, с разницей в две недели, произошли пожар и серия взрывов. Значительная часть произведений погибла либо была сильно повреждена. По наиболее правдоподобной версии исполнителями были диверсанты из групп «Вервольф», выполнявшие приказ Гитлера от 18 марта 1945 года под кодовым названием Нерон, предписывавший уничтожить «все коммуникации, средства связи, промышленные объекты, объекты снабжения населения, а также материальные ценности».

Толщина слоя пожарища, насыщенного осколками памятников искусства, превышала метр. Прибывшие вскоре из Москвы археологи произвели первичный разбор завалов и сортировку предметов, сложили материал в ящики и отправили их в СССР. До конца прошлого века ящики хранились на территории монастыря в Сергиевом Посаде, где располагался архив Министерства культуры (Фонд перемещенных ценностей). После решения о переводе архива в Москву Берлинская коллекция оказалась наконец в руках специалистов ГМИИ.

С тех самых пор и по настоящее время ведется реставрация памятников. Точно назвать сроки окончания работ в музее не могут: на восстановление могут уйти еще годы. Промежуточные результаты сов­местной деятельности научных сотрудников и реставраторов демонстрировались на двух фундаментальных выставках: Археология войны и Искусство Древнего Кипра, прошедших в 2005 и 2014 годах. Значительная часть коллекции — это кипрская и италийская керамика. Кипрские древности включают более 200 терракотовых скульптур и приблизительно столько же расписных ваз.

Значительная часть черепков покрыта слоем копоти и брызгами битума. Такие загрязнения удаляются при помощи обжига при температуре до 450 градусов. Для удаления других типов загрязнений нужна обработка черепков специальными очищающими растворами. Восстановление требует невероятной сосредоточенности и терпения. «Реставраторы уже замучились с однотипным материалом. Люди устают от ювелирности работ. В среднем разбитая ваза составляется из 10–20 кусков, но некоторые — из сотен фрагментов. Реставраторы умоляют нас: „Дайте нам, наконец, что-нибудь большое!“ Но крупные предметы уже собраны», — говорит ведущий научный сотрудник отдела искусства и археологии античного мира ГМИИ Людмила Акимова.

Специфика кипрской культуры — в расположении острова на пересечении средиземноморских морских путей. «Древний Кипр развивался в тесном контакте с соседними народами. Население острова было этнически неоднородным и включало, кроме местной этеокипрской ветви, греков, финикийцев, выходцев из Малой Азии, весьма значительным также было египетское и ассирийское влияние», — рассказывает научный сотрудник музея Дмитрий Калиничев.

Реставрация материала из Берлина невозможна без понимания всех культурных напластований. «Вот фигурка божества-андрогина, собранная из кусочков, редкая вещь эпохи бронзы, — Дмитрий Калиничев показывает кипрские предметы из постоянной экспозиции ГМИИ. — А вот „храмовые мальчики“. Эти скульптуры связаны с семитскими представлениями о главенстве отца, патриарха: первоначально, в эпоху становления цивилизации, семиты приносили в жертву богам первенцев, позднее этот жестокий обряд заменили приношением в святилище подобных фигур».

Порой в процессе работы случаются курьезы. «Один из фрагментов терракотовых статуэток значился в инвентарной описи как „нижняя часть фигуры беременной женщины“. Подбирая недостающие части, я стремился найти соответствующую женскую головку. Большим сюрпризом оказалось, что подошла к этой фигурке отнюдь не женская, а мужская голова, причем значительно более крупная, чем мы могли предполагать. Выяснилось, что фигурка изображает вовсе не беременную женщину, а бородатого актера. Такие фигурки были довольно широко распространены в эллинистическую эпоху», — рассказывает Калиничев.

Дополнительную сложность при восстановлении предметов античного искусства из бывших берлинских коллекций создает то, что в руках сотрудников музея оказалась лишь часть фрагментов. Например, в витрине античного зала ГМИИ стоит этрусский канделябр на львиных ножках. Венчать его должны фигурки Силена и менады, спутников Диониса. Но и фигурки, и одна из ножек остались в Берлине. Рядом стоит ваза с изображением Аполлона, летящего на лебеде. Ее недостающий фрагмент также находится в настоящее время в античном собрании Берлина. Воссоединять части предметов искусства, которые принадлежат разным государствам, — компетенция уже не реставраторов, а политиков. Однако пока этот вопрос далек от разре­шения.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+