18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Айдан Салахова: между ориентализмом и постмодерном

Одалисок Айдан Салаховой летом покажут в Серпуховском историко-художественном музее — поближе к вакханкам Генриха Семирадского и красавицам Константина Маковского. В серпуховском музее хранится весьма достойная коллекция русского искусства XIX века, где заметное место отведено академистам. С их картинами работы действующего академика Академии художеств Айдан Салаховой сравнивать будет особенно интересно.

Салахову принято считать адептом неоакадемизма. Начав с феминистских тем, выраженных на ее холстах узнаваемыми гендерными символами, уже в 1990‑е она стала отдавать предпочтение Красоте — так появились ее одалиски. Когда современные художники отказывались от живописи как анахронизма, консерватизм Айдан выглядел радикальным жестом. Тогда еще можно было говорить о некоторой близости к «академизму»: и тут и там только восхищение прекрасной плотью. Со временем раскрепощенные женщины Востока у Айдан надели паранджу, но от этого не став менее радикальными. Скорее, наоборот: паранджа скрывала более откровенную чувственность. В выставленных в Серпухове проектах Раскрытие, Предстояние, Персидские миниатюры, а также в новых работах изображены ритуальные сцены. Из суфийских мистификаций, иконописи и психоанализа сложился пряный постмодернистский букет. В этих сюжетах, где в центре всегда Женщина, все — иносказание. Если искать аналогии в истории искусства, то это Экстаз святой Терезы Бернини. Монахиня Тереза — в состоянии блаженства, абсолютно чувственного, но придраться к нему невозможно, потому что все там согласно каноническому житию святой. У Айдан похожая история. Она изображает ритуал с помощью знаков, символизирующих чувственность. И обнаруживает общую природу между духовным и чувственным: в обоих действует механизм катарсиса — просветление через аффект. И хотя от академизма здесь остались лишь точность рисунка и композиции, а также академическое знание истории искусств, закутанным в мраморные одеяния гуриям наверняка будет удобно в залах неоклассического особняка, построенного Романом Клейном

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+