18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Цель – выставки, оправдывающие средства

Напряженная политическая ситуация последнего года, помноженная на только еще начинающийся экономический кризис, ударила и по российским музеям. Некоторым из них пришлось спешно переверстывать бюджет, кому-то — пересматривать выставочный план на год, вычеркивая из него сорвавшиеся зарубежные проекты, и практически всем — искать финансовой помощи спонсоров (напомним, что в начале года бюджет Министерства культуры РФ сократили на 10%).

«На нас сильнее влияет экономический кризис, чем политические неурядицы, — сообщил TANR генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин. — Наши финансовые доноры сегодня не готовы оказывать такую же поддержку, как раньше, поэтому приходится включать режим жесткой экономии, в том числе сокращать сотрудников, что самое неприятное. Бюджет ГЦСИ на 2015 год — 203 млн руб., плюс правительство должно выделить дополнительные средства на проведение симпозиума „Аланика“ и Уральской биеннале современного искусства. На работу в регионах, где у нас семь филиалов, денег почти нет, выделенных 1,9 млн руб. не хватает даже на обязательные платежи по содержанию музейных помещений. Очевидно, придется отказываться от ряда проектов».

В Московском музее современного искусства (ММОМА) ситуация лучше: массовых сокращений пока не предвидится, выставочный план остается без изменений. В рамках оптимизации расходов здесь убрали единый билет, действовавший во всех московских филиалах музея, заменив единоразовым, и одновременно подняли цены.

«Партнеры, которые всегда нас поддерживали, например компания „Новатэк“, продолжают помогать, — говорит исполнительный директор ММОМА Василий Церетели, — но приходится прикладывать все больше усилий, чтобы не отменить ни один из запланированных проектов, а значит, привлекать дополнительные внебюджетные средства».

Положительный результат сегодняшнего кризиса для институций, связанных с современным искусством, — солидарность, которой прежде не было, считает куратор, главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано. «В условиях напряженной общественно-политической ситуации ежедневная работа музеев становится все более нервозной и менее вдохновенной, из-за этого многие деятели культуры начинают искать работу за границей, другие площадки для своих проектов, — говорит Мизиано. — С проблемой недофинансирования музеев, сокращением сотрудников я столкнулся, готовя несколько проектов для ГЦСИ и ММОМА. Но ведь и частные спонсоры умеряют свои щедроты. Многие предприниматели переносят производства на европейские рынки и скорее заинтересованы в спонсировании тамошних культурных институций, поскольку это создает важный для западного бизнеса символический капитал».

Крупные федеральные музеи пока чувствуют себя лучше других. Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина TANR рассказали, что ни кризис, ни политическая обстановка на его планы не повлияли, с зарубежными партнерами связи не только не ослабли, но «активизируются». Все запланированные выставки состоятся, музей уже намечает проекты на 2016 и 2017 годы. В Государственном Эрмитаже также подтвердили, что «выставочный план на текущий год остается в силе».

Бывшая глава Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», а ныне директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова уверена: самый сильный удар придется по региональным площадкам, большие столичные музеи сумеют перераспределить силы. «В РОСИЗО ни один проект за прошедший год не был отменен, — объясняет она. — Все договоренности о привозе произведений искусства в Москву были выполнены, несмотря на то что они подписывались в очень сложные политические моменты: один, с Имперским военным музеем в Лондоне, сразу после присоединения Крыма, а другой, с амстердамским Стеделейк-музеем, — после падения малазийского „Боинга“».

Третьяковская галерея, которую Зельфира Трегулова возглавила в феврале, оказалась в более тяжелом положении. Летом польское правительство отказалось от планов перекрестного Года культуры России — Польши, соответственно, отменились все связанные с ним проекты, в том числе большая ретроспектива Генриха Семирадского в Третьяковке. Все остальные международные проекты музея остаются в силе. Так, на следующий год запланирована большая выставка совместно с лондонской Национальной портретной галереей.

Куда сложнее ситуация на местах. «В этом году у нас было запланировано четыре больших проекта в регионах, в частности открытие филиала Третьяковской галереи в Новосибирске, куда во время вой­ны эвакуировали коллекцию галереи, — говорит директор ГТГ, — но выставка отменилась из-за нехватки средств. То же самое произошло с тремя другими проектами. Музеи сегодня все больше рассчитывают на спонсорскую помощь, и, для того чтобы ее не лишиться, им потребуются серьезные усилия по созданию высококлассных выставок, от поддержки которых бизнесу будет трудно отказаться».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+