18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Скульптурная группа лейб-гвардии Казачьего полка

Многие произведения из эрмитажной коллекции крайне редко покидают стены музея. Впервые за последние семь лет на выставку в только что открытый в Ростове-на-Дону «Шолохов-центр» отправилась серебряная скульптурная группа, некогда поднесенная императору Александру II офицерами лейб-гвардии Казачьего полка.

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. Это может быть прославленный шедевр или неизвестный публике предмет из запасников, отреставрированная или недавно приобретенная вещь. На сей раз таким предметом стала внушительная (высотой 125 см) скульптура, блестящий образец подношения монарху — серебряная группа лейб-гвардии Казачьего полка, поднесенная его офицерами императору Александру II 20 апреля 1875 года в дни празднования 100-летия со дня основания лейб-гвардии Казачьего Его Величества и лейб-гвардии Атаманского полков.

Казаки были частью жизни русского двора, и потому Зимний дворец и Императорский Эрмитаж свято хранили память об их подвигах и истории. Самый свободолюбивый народ России, казаки были и самыми верными слугами государей. Казачьи полки являлись ударной силой русской армии, казачьи лейб-гвардейские полки — ее гордым авангардом. Они служили императорам и на царские подарки отвечали своими.

Конная статуя казачьего вахмистра, держащего штандарт, опирается на скалу из красной уральской яшмы, которая стоит на пьедестале из лазурита. Вокруг статуи расположены фигуры казаков в форме времен царствования предыдущих шефов полка — Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.

Автором проекта был известный батальный и исторический живописец Адольф Шарлемань, фигуры сделаны по моделям рисовальщика Рудольфа Жуковского и скульптора Владимира Бровского. Над серебряными фигурами, барельефами и декоративными арматурами с трофеями трудились мастера одной из лучших в России фабрик по производству серебряных изделий — фабрики Павла Овчинникова в Москве. Постамент и каменное основание изготовлены в мастерской фирмы «Гесрих и Верфе».

Необычная скульптурная группа редко покидает Эрмитаж, и это подчеркивает важность ее представления на выставках за пределами музея. В 2008 году экспонат был показан в центре «Эрмитаж-Казань». В этом году скульптурная группа лейб-гвардии Казачьего полка стала одним из важнейших произведений, экспонируемых на выставке «„Следы казачьей старины…“. Российское казачество в памятниках культуры XVIIIXX веков из собрания Государственного Эрмитажа» в только что открывшемся в Ростове-на-Дону «Шолохов-центре», новом отделе Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+