Никола Пуссен. Вольнодумец и философ или истовый католик?

№33, май 2015
№33
Материал из газеты

Об этом выставка в Лувре к 350-летию со дня смерти основателя классицизма

Никола Пуссен (1594–1665). Вознесение Богоматери. Около 1629
Никола Пуссен (1594–1665). Вознесение Богоматери. Около 1629

Со времени публикации в 1958 году одной из авторитетнейших в научном мире монографий о Никола Пуссене (1594—1665) английского искусствоведа Энтони Бланта бытует мнение, что религия занимала весьма скромное место в жизни и творчестве французского мастера XVII века. Что он был скорее стоиком, чем христианином, скорее вольнодумцем, чем правоверным католиком. Что подтверждает и превалирующее количество сюжетов из античной мифологии в его наследии.

Однако в последнее время это мнение, еще раз декларированное искусствоведом Жаком Тюилье в его объемном каталоге к выставке Пуссена в Лувре в 1994 году, стало подвергаться сомнению.

Не в последнюю очередь благодаря Марку Фумароли, еще одного специалиста по Пуссену. Тщательнейшим образом исследовав биографию Пуссена, он пришел к выводу, что тот был ортодоксальным католиком, и что Блант представлял художника чуть ли не леваком из-за своих коммунистических симпатий. Известно, что в Риме, где Пуссен провел большую часть своей жизни и там же умер, он был близок кардиналу Франческо Барберини и дружил с его секретарем Кассиано даль Поццо. Они покровительствовали ему и заказали не одну картину на религиозную тему, такие как, например, Мученичество святого Эразма, 1628; Семь таинств, 1639–1640.

Теперь эта точка зрения нашла свое воплощение в выставке Пуссен и Бог в Лувре. Кураторы собрали для нее 63 живописных полотна и 34 рисунка на библейские и евангельские темы из коллекции Лувра и других музеев. Их распределили по семи разделам: римский католицизм, картины на тему Святого семейства, патроны-иезуиты и друзья-католики, предпочтение христианского провидения языческому фатуму, образы Моисея и Христа в творчестве Пуссена и, в конце,  его величественные пейзажи, пронизанные божественным присутствием. Тем самым зрителю предлагают рассматривать искусство Пуссена, где часто соседствуют сакральное и языческое, в контексте его религиозных воззрений. И это еще один ключ к пониманию наследия большого мастера, но, скорее всего, тоже не последний.

Параллельно с выставкой Пуссена в Лувре открылась еще одна — Изготовление сакральных образов. Рим-Париж, 1580—1660. Она включает 85 картин, скульптур и рисунков и создает контекстуальный фон для выставки Пуссена. Акцент здесь сделан на различиях национальных школ в эпоху Контрреформации — триумфально-театральной в Риме и куда более классической, сдержанной и рациональной у французов.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Классик современного британского искусства считает, что для того, чтобы увидеть мир во всей его красоте, надо его рисовать, а не фотографировать, так как камера видит мир геометрически, а мы должны видеть психологически
16.11.2021
Дэвид Хокни рассуждает о том, почему лучше рисовать, а не фотографировать
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+