18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Париж с Алексеем Тархановым: Чтоб жизнь была краше

«Чтоб жизнь была краше» — напечатано черным по белому на тарелке работы Пьеро Форназетти. Это передовица из «Известий» 15 июля 1964 года, когда Хрущев выступил с докладом о том, что коммунизм все ближе и надо жить все лучше. Через четыре месяца его отправили на дачу: пусть сам попробует, чем других учить!

Сделавший эту тарелку итальянец Пьеро Форназетти всю жизнь учил людей жить лучше. Жить в искусстве — с пола до потолка, с ног до головы — в живописи и графике. Мебель, обои, ширмы, подносы, платки — 13 тыс. предметов, которые он даже не считал нужным подписывать, их все равно ни с чем не спутаешь.

1,2 тыс. из них, сделанных за 40 лет, с конца 1940-х до конца 1980-х, показаны в парижском Музее декоративных искусств на выставке «Пьеро Форназетти: практичное безумие». Это странные вещи с иллюзорной поверхностью: с тарелки смотрит лицо, на ширме висит нарисованное пальто, спинка стула превращается в голову мавра в чалме. Но это не trompe l’œil, чтоб висел на стене, а предметы, которыми можно пользоваться.

Отец Форназетти был фабрикантом пишущих машинок и печатником. Пьеро хотел быть художником, но одним художеством не проживешь, и он занялся печатью для других. К нему приходили Джорджо Моранди и Джорджо Де Кирико, и, возможно, однажды брошенный на стол пробный отпечаток дал ему идею. Почему бы не превратить поверхность предмета в плоскость изображения, подчеркивающего или разрушающего форму?

Он начал с шелковых шарфов и платков, от литографии до печати на шелке был всего один шаг. Второй шаг помог ему сделать архитектор Джо Понти, которого называют иногда отцом итальянского дизайна. Форназетти начал работать вместе с ним, украшая спроектированные им предметы мебели и целые интерьеры. «Я декорировал все на свете: от роскошных кают пакетбота „Андреа Дориа“ до обивочных тканей и кинозалов», — вспоминал он.

Cекретер Trumeau Architettura (1951), выполненный в технике литографии на дереве, и вправду скорее архитектура, чем мебель. Снаружи его узор — стены с окнами и карнизами в духе ранних ренессансных палаццо, внутренность же раскрывает настоящие интерьеры: у шкафчиков, выдвижных ящиков и откидных полок есть стены и полы.

Форназетти занимала трансформация пространства, игры интерьера с экстерьером. На парижской выставке воспроизведена в натуральную величину его Stanza Metafisica — огромная сложная ширма, напоминающая и Де Кирико, и Эшера, из 32 панно, 0,5х2,5 м каждое. Это готовая декорация с архитектурными мотивами, целая разборная комната, которую, настаивал автор, можно возить с собой, чтобы всегда жить в окружении классических фасадов. Кстати, и самая дорогая его вещь. В 2007 году на Sotheby’s в Нью-Йорке за нее заплатили $300 тыс.

На выставке немало иных расписанных им ширм и даже целый интерьер с камином и диваном, где развалился манекен в костюме из его ткани. Эта комната производит не менее фантастическое впечатление, чем любая Stanza Metafisica. Рисунок покрывает все поверхности, как проекция волшебного фонаря. Столы, стулья, ширмы, облицовочная плитка — повсюду графика, выполненная рукой Форназетти: рыбы, птицы, бабочки, лица, торсы. Это напоминает кабинет сумасшедшего, но очень веселого коллекционера, где стены сплошь покрыты искусством в шпалерной развеске. Даже две настоящие картины, висящие на стене, забавно выглядят здесь частью узора.

Темы он чаще всего изобретал сам. Мне кажется, его забавляло, что любое созданное им изображение, хоть натюрморт с музыкальными инструментами, хоть ваза, наполненная пенисами, могло повториться много раз, трансформироваться в мебель, стать деталью декора, украсить архитектуру. Он брал и готовые изображения, прославив забытую оперную диву Лину Кавальери, которая смотрит на нас с тарелок и ширм в полутысяче, наверное, вариантов.

Трудно понять, как такое эффектное и забавное искусство могло не нравиться. Но в 1970-х Джо Понти расстался с Форназетти, написав письмо о том, что времена изменились, а его друг, увы, остался прежним. Глух к новизне. Кругом побеждал модернизм, интернациональный стиль, новый дизайн вовсе не нуждался в украшениях. Что мог добавить безумный Пьеро к разумнейшему тончайшему стулу Джо Понти Superleggera? Разве что утяжелить его декором.

Для немолодого и самолюбивого мастера, который, в общем-то, знал себе цену, это было очень тяжело. Повторялась история начала 1950-х, когда ни одна фабрика не принимала его эскизов и он был вынужден производить свои волшебные предметы в собственной мастерской, крохотными тиражами.

«Отец всегда смеялся: „Единственный секрет Форназетти — это воображение“», — рассказывает один из авторов выставки, его сын и наследник Барнаба. Сейчас он управляет отцовской мастерской, которая выпускает лимитированные серии предметов по мотивам эскизов Пьеро Форназетти.

В то время как Пьеро хотел доказать, что самый простой предмет можно украсить и приписать к изобразительному искусству, Барнаба делает супердорогие вещи, объясняя, что только так можно теперь свести концы с концами. Его отца всегда подозревали в пристрастии к китчу, но стоило ли ему оправдываться? Пьеро Форназетти просто не дожил до окончательной реабилитации китча Уорхолом и Кунсом, до дизайна Старка и архитектуры Бродского, до тех времен, когда газета «Известия» окончательно стала лишь набором букв на тарелке.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+