18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картье-Брессон о дневниках, журналах и тайне личности

Что такое репортаж? Для чего был создан Magnum? Шесть глав из интервью Байрону Добеллу

С любезного разрешения издательства «Клаудберри», выпустившего совместно с парижским Центром Помпиду и photographer.ru книгу диалогов и бесед Анри Картье-Брессона, мы публикуем шесть фрагментов интервью с великим фотографом, посвященных тайнам личности и тайнам ведения дневника, предрассудкам и предустановкам сознания, а также тому, для чего нужны журналы, репортажи, дневники и фотографическое агентство Magnum.

Петербургское издательство «Клаудберри» ставит перед собой благородную цель заполнения лакун на книжной полке, посвященной теории и практике фотографического и любого иного актуального искусства. Перевод с французского Марины Михайловой.

Фотографический дневник

Помимо пластических аспектов, связанных с моим интересом к живописи, фотография для меня — это способ вести дневник. То, что я делаю, складывается в фотографический дневник. Я могу снимать в любой момент. Я только свидетельствую о тех вещах, привлекающих мой взгляд… Когда появляется предмет, который меня вдохновляет, мне достаточно сфотографировать то, чему я стал свидетелем. Иногда меня спрашивают: «Которая из ваших фотографий вам нравится больше всего?» Это меня не интересует. Меня интересует моя следующая фотография, следующее место, куда я отправлюсь. С моей точки зрения, каждый новый проект надо рассматривать как новый опыт. Прошлые успехи вообще ничего не стоят, надо заново все ставить под вопрос. Это единственный способ сохранить свежий взгляд в своих работах.

Предрассудки и предустановки сознания

Если нужно понять предмет в его различных аспектах, не следует иметь о нем никаких предрассудков. Необходимо вполне сосредоточиться на том, с чем ты работаешь. Я никогда не смотрю другие фотографии предмета, который собираюсь снимать; мне хочется, чтобы мои впечатления сохранили новизну. Ситуацию можно попытаться понять, когда говоришь с людьми, слушаешь их, задаешь им вопросы. Когда приезжаешь куда-то, следует расстаться с предрассудками, не надо стремиться подтвердить свои предустановки сознания. Нужно держаться фактов, знать, как их анализировать, изменять свои первые впечатления, опираясь на наблюдения, а не утверждаться в своих предрассудках. Кроме всего прочего, не надо ничего доказывать и не стоит стараться что-то опровергнуть. Если что и важно, так это человечество, это жизнь, богатство жизни. Надо быть чувствительным, вот и все. Для меня самый великий миф — это греческий миф об Антее: он должен был прикасаться к земле, чтобы восстановить силы. Я знаю, что мне всегда нужно сохранять контакт с конкретностью, с конкретной реальностью, маленькой правдой маленьких отдельных случаев, которые могут иметь большие последствия.

Тайна личности

Для фотографа геометрия — это абстракция, свойственная вещам структура, а реализм — это плоть и кровь, дающие ей жизнь. Однако фотография никогда не должна быть искусственной. Надо уметь интуитивно узнавать эти два элемента. Изображение — это проекция личности фотографа. Именно поэтому в нашей работе нет конкуренции — кроме, может быть, конкуренции рынка. Конкуренции не существует, потому что люди видят одни и те же вещи совершенно по-разному. Каждый выражает свою личность, которая принадлежит всеобщей реальности и поэтому делает фотографа одновременно свидетелем и участником. Сейчас я работаю с одним молодым фотографом из вашингтонского журнала «Life». Так вот, мы снимали одно и то же, и когда я увидел его фотографии (превосходные), они были совершенно не похожи на мои. Мы разные люди.

Журналы

В наших отношениях с прессой важно, что она позволяет нам быть как можно ближе к событиям жизни. Самая большая награда для фотографа — это не признание, успех и проч., а общение: то, что он говорит, довольно важно, это может иметь значение для других людей. На нас лежит очень большая ответственность, и мы обязаны в высшей степени честно обращаться с тем, что видим. Фотограф не должен быть себе цензором в момент, когда он снимает, а журналам, когда они используют наши фотографии, следует сохранять дух, который определял тот момент. Нужно сохранять собственный контекст изображений.

В этом отношении «Magnum» играет фундаментальную роль, потому что есть кто-то, кто представляет нашу мысль, когда мы сами, возможно, находимся за многие тысячи километров. Потому что важнее всего то, что фотография несет в себе некий глагол, прилагательное или какое-то сочетание слов в предложении, и она должна оставаться именно этим сочетанием слов. Не надо преувеличений. Тон, интонация — это важно. И когда главные редакторы публикуют то, чему мы на месте были свидетелями, они обязаны сохранять эту самую интонацию, ничего не смягчая и не усиливая. Потому что в конечном счете редакторы — это в некотором смысле историки современности, новостей, повседневности. И наконец, задача фотографа не состоит в том, чтобы доказать какое бы то ни было из человеческих событий. Мы не публицисты; мы свидетели эфемерного.

По поводу «Magnum»

Когда я начинал, не было журналов, иллюстрированных фотографиями. Я работал для себя. Это не слишком благодарное дело — работать только для себя. Я думаю, что творческая работа должна быть к кому-то обращена. Поэтому принадлежать к группе людей, которые образуют сообщество, и знать, что ты не изолирован (даже притом что каждый из нас — личность и всегда приходится работать, сохраняя внутреннее молчание), — это в высшей степени важная поддержка. Естественно, существует проблема рынка, потому что каждому надо на что-то жить; путешествия стоят дорого и т. д. Это еще одна сторона вещей, и мы посвящаем много времени вопросам такого рода; но мы пользуемся максимально возможной свободой. […] В «Magnum» никто не определяет, что должны делать другие, и каждый имеет право сказать другим: «Ну что сказать про этот репортаж? Он мне не нравится по такой-то и такой-то причине, из-за такой-то фотографии». Иметь возможность говорить на равных — это в высшей степени плодотворно. Такая манера обмена мнениями очень полезна, потому что мы все учимся друг у друга. Молодые члены агентства учатся у меня каким-то вещам, как и я научился когда-то делать фоторепортажи у Боба [Роберта] Капы и Шима [Дэвида Сеймура]. Например, Корнелл Капа очень тонко понимает журналистику, да и каждый из фотографов тоже вносит что-то свое в общее здание. В «Magnum» каждый пользуется полной свободой; нет ни доктрины, ни школы, но есть что-то такое, что всех нас очень прочно объединяет, что я не сумел бы определить; возможно, это некое ощущение свободы и уважения к реальности. Четыре месяца назад, когда я снимал на [аукционе] Parke-Bernet Galleries, одна дама спросила меня: «Вы из прессы?» Поскольку я нормандец, мне не нравятся прямые ответы, лишенные тонкости. Ответить «да» или «нет» — это невежливо. Тогда я сказал ей: «Просто я маньяк». И эта дама мне ответила: «Ну, в этом нет ничего страшного». Это одержимость, вот и все. Или, как мне сказал однажды один мой друг, это жесткое удовольствие. Думаю, работать надо со страстью.

Репортажи

Репортаж для меня означает попросту ситуацию, когда я концентрируюсь на предмете. И надо быть очень осторожным с предметом, который выбираешь. Я люблю находиться там, где ситуация реальна. Если ситуация реальна, я счастлив. Если это вранье, тогда я ничего не могу сделать. Мне не по себе, мне стыдно, работа не получается, и я говорю себе: «И что ты тут делаешь? Лучше бы шел рисовать, чем заниматься такими штуками». Мы должны работать сознательно и с полным пониманием причин. Вещи интересны настолько, насколько вы вносите в них свой интерес. Как говорят французы, в некоторые трактиры можно приходить со своей едой. Все интересно, если это ведет к настоящей ситуации. Если же это вранье, можно только объяснить, в чем именно состоит лживость этой штуки.

***

Интервью состоялось 24 мая 1957 года. Первая публикация: Dobell, Byron. A Conversation With Henri Cartier-Bresson // Popular Photography. Vol. 40. № 9. September. 1957. P. 130–132.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+