18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Королева вернула Японии ценную реликвию

№33
Материал из газеты

Копия древнего мавзолея несколько десятков лет пылилась на складе

Елизавета II отдала в долгосрочное пользование храмовому комплексу в Токио одну из лучших архитектурных моделей в своей коллекции. Огромный макет усыпальницы, предназначенной для сёгуна (так называли правителя, в руках которого была сосредоточена реальная власть в Японии с 1192 года до периода Мэйдзи, то есть 1868 года), в 1910 году был преподнесен в подарок деду Елизаветы Георгу V и более полувека ждал освобождения из заточения в хранилище.
В мае 1945 года оригинальное здание XVII века, взятое за основу модели, было разрушено в результате американской бомбардировки. В апреле нынешнего года модель мавзолея Тайтокуин, названного в честь святого имени сёгуна Токугава Хидэтада, умершего в 1632 году, торжественно представили публике в храме Зодзё-дзи. Недавно над ней поработали японские реставраторы.

Грандиозный макет был создан по заказу городских властей Токио для японско-британской выставки, проходившей в Лондоне в 1910 году. Над его созданием трудились 150 мастеров и художников, в том числе известный японский скульптор Такамура Коун. Применяя традиционные материалы и техники, они построили модель в масштабе один к десяти, используя то, что осталось от древнего храма — 300-летний кипарис и тысячи крошечных бронзовых осколков черепицы. Внутри мавзолея воссоздана точная копия интерьеров оригинала: стены, пол и потолок покрыты позолотой, лаком и расписаны изображениями мифических зверей и птиц, цветов и деревьев. Модель огромна: 3,6 м в ширину, 5,4 м в длину и 1,8 м в высоту.

Когда выставка закрылась, модель была преподнесена в дар королю Георгу V, японская сторона надеялась, что мавзолей украсит Букингемский дворец. Монарх, однако, отправил подарок в Сады Кью (Лондон), в оранжерее которых он находился до 1958 года, когда был демонтирован из-за того, что потребовал реставрации.

С этого времени разобранная модель пылилась, никому не нужная, на складе сначала Министерства общественных работ, а затем «Английского наследия», откуда была передана на хранение в Энфилд и, наконец, оказалась на авиабазе возле Шрусбери. К 1975 году уже никто не помнил, что находится внутри потрепанных старых ящиков, содержимое которых один чиновник описал как «пагода… переданная в дар королеве Виктории императором из Азии». В 2002 году части конструкции доставили в хранилище Королевской коллекции в Виндзорском замке.

Договор о временной передаче макета храма сроком на пять лет легко может быть продлен (не исключено, что в будущем будет подписано постоянное соглашение), и архитектурный шедевр после долгих скитаний вернется на родину, обосновавшись в храмовом комплексе Зодзё-дзи, оплоте японского буддизма. Храм находится неподалеку от места, где когда-то стоял мавзолей, — теперь там раскинулось роскошное поле для игры в гольф.

«Ее величество считает, что для жителей Токио модель утраченного когда-то памятника архитектуры представляет особую ценность», — говорит директор Королевского собрания Джонатан Марсден

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+