18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецианская биеннале Ольги Чернышевой и Глюкли

Две российские участницы основного проекта Венецианской биеннале «Все будущее мира» (All the World’s Futures) куратора Оквуи Энвезора рассказывают Константину Агуновичу, как они туда попали

Ольга Чернышева: «Нельзя недооценивать маленькое»

Как проходил выбор работ для биеннале?

Я первое время никак не могла сообразить, на чем остановиться; перспектива строить какую-то замысловатую инсталляцию меня отталкивала — как не вполне мое дело, не то, к чему душа лежит… А потом куратор сказал, что ему очень нравятся рисунки, и я сразу согласилась, потому что я тоже очень люблю рисунки — делать и выставлять. Мы договорились, что я делаю около 50 рисунков, потом мы отбираем около 40. Рисунки — разрозненные, без общего сюжета, с небольшими комментариями к изображенным ситуациям; ситуации самые бытовые. И я хочу ввести еще одну подпись ко всей экспозиции, как если бы это был один большой рисунок, — это переиначенная реплика Аркадиной из «Чайки»: «Все было хорошо, но вы плакали». Что-то такое, связанное с рисунками и с общим настроением. По этой же причине я настаивала на том, что мне принципиально нужен зал, а не просто стенка. Чтобы лавочку можно было поставить, неяркий свет включить…

Что привлекает в концепции куратора?

All the World’s Futures подразумевает много «миров», что для меня важно, — лейбницевское «бесконечное множество миров» (Лейбниц говорил, правда, что живем мы в лучшем из миров, но это удивляло еще его современников: чем же этот мир лучше?). Нам не обойтись без внимания к маленьким мирам, внимания к маленькому. Нельзя недооценивать маленькое, хотя вся оптика нашего внимания так устроена, что мы все время мимо смотрим.

Русское искусство все еще интересно в мире?

На фоне происходящего как раз этот интерес постоянно растет. Вот и знакомая куратор пишет из Германии, что только о России и русских все разговоры. Вновь начинают изучать русскую культуру, даже русскую экономику. Потому что непонятно, откуда вдруг все это взялось. Вроде русская тема была закрыта — после холодной войны, когда возникла другая тема: мол, мы все одинаковые. Но недавно пришлось-таки вновь констатировать, что здесь территория особая, загадочная и, может быть, неприятная; тем не менее она будто вновь появилась на карте. После прежней энтропии — «мы все одинаковые» — обнаружились новые источники энергии, и всех это страшно интересует.

Но ты русский художник? Кто это такой, русский художник?

Мне часто приходится отвечать, русским ли я себя художником чувствую. Не знаю. Знаю, что делать как-то по-другому, чем я делаю, я не могу. И меня часто беспокоит, например, то, почему я не могу вот так же работать, использовать свою оптику применительно к европейскому материалу. Могу ли я вообще быть интернациональным художником, оставаясь здесь, в России (а это последнее для меня принципиально важно)? Стоит ли вообще ввязываться в эту дихотомию: быть интернациональным художником, для чего оторваться от местного контекста и забыть о нем, или, напротив, настаивать на нем? Мне в целом не нравится то, что здесь происходит, но многое здесь я люблю. Есть такой жанр — «плохие новости из России», но вот этим я точно не хочу заниматься.

Что есть русское искусство?

О русской идентичности определенно можно сказать только, что русские всегда старались ускользнуть от определений. Это как сдача Москвы в 1812 году. «Всё, ну проиграли уже, несите ключи, правила такие» — а взамен тебе пожар и все остальное. Русские не хотят рационализироваться. Это мешает — мне мешает, в частности — работать, даже изнутри мешает, а извне так вообще, однако есть в этом какой-то антиглобалистский дискурс. Потому что, чтобы все присвоить, надо, чтобы это само себя присвоило. Чтобы заполучить немецкое, надо, чтобы до того немецкое было названо и стало немецким. А вот русские никак себя не присваивают до конца, всегда что-то остается. Русские все время как-то мерцают; русские ни разу не использовали шансы, что им давала история; масса русских достижений канула в Лету — во многом из-за наплевательского отношения к самим себе. В этом смысле мои работы русские. Хотя я и пытаюсь их формализовать (о композиции, например, думаю), но все равно они разболтанные какие-то. Русским постоянно ставят в пример китайцев, в том числе китайских художников, которые, как считается, умно использовали ситуацию, подглядели и позаимствовали все, что нужно, и стали делать большое искусство, которое всем нравится. Однако все эти китайцы нынче с треском провалились и никому, кроме самих китайцев, больше не интересны. Что касается русских, их по-прежнему нет на авансцене (например, в сборнике Art since 1900 нет ни одного русского автора после 1945 года, даже Кабакова), но в этом модусе мерцающего отсутствия-присутствия — то ли есть, то ли нет — мы обычно и существуем.


Глюкля (Наталья Першина-Якиманская): «Место художника — на стороне слабых»

Что привлекло в концепции куратора?

Критичное отношение к великой и легендарной Венецианской биеннале. По версии куратора Венецианской биеннале нужна перезагрузка: это уже далеко не самая крутая биеннале. Просто у нас, у русских, сакральное отношение к Венеции, а на самом деле у биеннале много проблем. Например, отягощенность известным итальянским бюрократизмом в решении вопросов.

Как проходил выбор работ для биеннале?

Понятно, что в этом мире все связано. Политика связана с искусством и рынком; понятно, что политика санкций влияет на выбор куратора. Хотя Оквуи Энвезор — независимый куратор, который до конца отстаивает свое право на свободный выбор. Энвезор ни за что бы не приехал в Россию, если бы фонд «Виктория» его не пригласил. Хорошо, что они попытались прорвать эту блокаду. Фонд «Виктория» пригласил несколько кураторов, чтобы затем кураторы выбрали несколько художников, — это уже больше похоже на демократическую процедуру, если сравнивать с непрозрачным отбором художников, обычным у нас повсеместно. Выбрали две работы — инсталляцию «Одежда для протеста против фальсификаций выборов» (Clothes For Demonstration) (2011–2015), связанную с акциями протеста 2011–2012 годов, и видео «Крылья мигрантов», сделанное в сотрудничестве с обществом «Мемориал».

Инсталляция представляет собой строй концептуальных одежд-объектов на длинных трехметровых палках. Работа основывается на впечатлениях от протестных митингов у петербургского ТЮЗа и на дальнейшем исследовании идентичности протестующих и природы протеста как такового. Если очень кратко — это работа о становлении языка протеста в России. Я включила некоторые особенно запомнившиеся лозунги митинговавших («Вор должен сидеть в тюрьме», «Два срока прошли — третий тюремный»), перемешав их со своими утопическими воззваниями («Мигранты и художники, объединяйтесь!»). Одна интеллигентная женщина, помню, стояла с лозунгом: «Что в России делают? Воруют. Н.Карамзин». Был и такой: «Верните бани!» Датировка Clothes For Demonstration по 2015 год вызвана тем, что многие вещи не сохранились (например, расплылся от дождя слоган «Антиабортный закон — позор для России»), и я объединила то, что осталось, с новыми вещами, сделанными специально для биеннале. (За время, прошедшее после этого разговора, инсталляция, по словам ее автора, разрослась и стала настолько самодостаточной, что «мы вместе с куратором решили не выставлять видео, хотя оно ему очень нравилось и сначала он настаивал именно на нем». — TANR.)

Ну а вообще куратор, эксперт в теме колониализмa, не может не обрадовать своим приглашением художника, считающего, что «место художника — на стороне слабых» (цитата из манифеста 2002 года группы «Фабрика найденных одежд». — TANR).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+