18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Две страны выбыли с Венецианской биеннале

Вход в палаццо Боллани во время 53-й Венецианской биеннале. Фото Жан-Пьера Дальбера/Flickr
Вход в палаццо Боллани во время 53-й Венецианской биеннале. Фото Жан-Пьера Дальбера/Flickr

За последний месяц число стран, принимающих участие в 56-й Венецианской биеннале, сократилось с 90 до 88. От участия в мероприятии отказались Коста-Рика и Кения.

Как выяснила The Art Newspaper, Кения официально отказалась от своего павильона 29 апреля из-за протеста кенийского художественного сообщества, возмущенного тем, что представлять страну на международной биеннале были отобраны преимущественно китайские художники, ни один из которых не живет и не работает в этом африканском государстве. После того как под петицией на Change.org было собрано несколько сотен подписей, 14 апреля министр культуры Кении публично раскритиковал павильон и его организаторов.

Коста-Рика также заявила о своем отказе от участия в биеннале. Это произошло 30 апреля, когда стало известно, что Грегорио Росси, итальянский куратор, занимавшийся организацией коста-риканского национального павильона, взимал с художников плату за возможность представить работы на фестивале. Он предложил выставиться приблизительно 50 художникам, каждый из которых заплатил до €5 тыс. (около $5,6 тыс.) за место. Схема была раскрыта, когда итальянский скульптор Умберто Мариани на страницах журнала Flash Art возмутился платой в «€95 тыс. за то, чтобы выставить мои работы в палаццо Боллани» (хотя в итоге он договорился о том, что займет второй этаж целиком). «Это неприемлемо», — сказала в интервью газете El País представитель посольства Коста-Рики в Италии Илеана Ордоньес Чакон. В письме, направленном организаторам Венецианской биеннале, она объяснила, что отказ страны от участия связан с «форс-мажорными обстоятельствами».

Сыграло свою роль и то, что к участию в биеннале было приглашено всего четыре костариканца: Присцилла Монж, Рафаэль Оттон Солис, Розелла Матаморос и Роланда Фаба. В этом году в павильоне страны должны были выставляться еще и зарубежные художники (Музей современного искусств и дизайна в Сан-Хосе занимался отбором авторов из страны, а Росси отвечал за подбор иностранных участников), но чиновники, по-видимому, не представляли, что последних окажется так много. В своем письме организаторам биеннале Илеана Ордоньес Чакон отметила, что «поставленные условия были неприемлемы, поскольку [предполагали] участие коста-риканских художников в смешанном пространстве одного зала (позиционируемом как Коста-Рика) вместе с художниками из других стран».

Однако, по информации El País, Росси дал понять, что для Коста-Рики это было единственной возможностью вообще получить павильон. У страны не было официального спонсора (о чем коста-риканским властям, по-видимому, известно не было), так что €200 тыс., необходимые для аренды на время биеннале элегантной площадки неподалеку от площади Сан-Марко, пришлось взымать с художников вне зависимости от страны их происхождения.

Технически действия Росси не являются нарушением, поскольку у Венецианской биеннале нет особых правил на этот счет. Представитель биеннале в официальном заявлении сообщил, что «она не вмешивается в организационные аспекты участия стран (назначение комиссара павильона и куратора, кураторский проект, процедура отбора художников, выбор площадки и так далее), предоставляя странам-участницам полную автономию, что является устоявшейся практикой».

Действия Росси скорее служат очередным печальным напоминанием о том, насколько несправедливым по-прежнему остается международное игровое поле к художникам из менее богатых стран; они сталкиваются с гораздо большим числом трудностей на пути к тому, чтобы показать свои работы за рубежом, чем художники из таких стран, как США или Франция. Но это говорит и о том, что у покровителей искусств, заинтересованных в поддержке художников из развивающихся стран, имеется интересная перспектива. Будем надеяться, что кто-нибудь отметит ее себе на следующий раз.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+