18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Две страны выбыли с Венецианской биеннале

За последний месяц число стран, принимающих участие в 56-й Венецианской биеннале, сократилось с 90 до 88. От участия в мероприятии отказались Коста-Рика и Кения.

Как выяснила The Art Newspaper, Кения официально отказалась от своего павильона 29 апреля из-за протеста кенийского художественного сообщества, возмущенного тем, что представлять страну на международной биеннале были отобраны преимущественно китайские художники, ни один из которых не живет и не работает в этом африканском государстве. После того как под петицией на Change.org было собрано несколько сотен подписей, 14 апреля министр культуры Кении публично раскритиковал павильон и его организаторов.

Коста-Рика также заявила о своем отказе от участия в биеннале. Это произошло 30 апреля, когда стало известно, что Грегорио Росси, итальянский куратор, занимавшийся организацией коста-риканского национального павильона, взимал с художников плату за возможность представить работы на фестивале. Он предложил выставиться приблизительно 50 художникам, каждый из которых заплатил до €5 тыс. (около $5,6 тыс.) за место. Схема была раскрыта, когда итальянский скульптор Умберто Мариани на страницах журнала Flash Art возмутился платой в «€95 тыс. за то, чтобы выставить мои работы в палаццо Боллани» (хотя в итоге он договорился о том, что займет второй этаж целиком). «Это неприемлемо», — сказала в интервью газете El País представитель посольства Коста-Рики в Италии Илеана Ордоньес Чакон. В письме, направленном организаторам Венецианской биеннале, она объяснила, что отказ страны от участия связан с «форс-мажорными обстоятельствами».

Сыграло свою роль и то, что к участию в биеннале было приглашено всего четыре костариканца: Присцилла Монж, Рафаэль Оттон Солис, Розелла Матаморос и Роланда Фаба. В этом году в павильоне страны должны были выставляться еще и зарубежные художники (Музей современного искусств и дизайна в Сан-Хосе занимался отбором авторов из страны, а Росси отвечал за подбор иностранных участников), но чиновники, по-видимому, не представляли, что последних окажется так много. В своем письме организаторам биеннале Илеана Ордоньес Чакон отметила, что «поставленные условия были неприемлемы, поскольку [предполагали] участие коста-риканских художников в смешанном пространстве одного зала (позиционируемом как Коста-Рика) вместе с художниками из других стран».

Однако, по информации El País, Росси дал понять, что для Коста-Рики это было единственной возможностью вообще получить павильон. У страны не было официального спонсора (о чем коста-риканским властям, по-видимому, известно не было), так что €200 тыс., необходимые для аренды на время биеннале элегантной площадки неподалеку от площади Сан-Марко, пришлось взымать с художников вне зависимости от страны их происхождения.

Технически действия Росси не являются нарушением, поскольку у Венецианской биеннале нет особых правил на этот счет. Представитель биеннале в официальном заявлении сообщил, что «она не вмешивается в организационные аспекты участия стран (назначение комиссара павильона и куратора, кураторский проект, процедура отбора художников, выбор площадки и так далее), предоставляя странам-участницам полную автономию, что является устоявшейся практикой».

Действия Росси скорее служат очередным печальным напоминанием о том, насколько несправедливым по-прежнему остается международное игровое поле к художникам из менее богатых стран; они сталкиваются с гораздо большим числом трудностей на пути к тому, чтобы показать свои работы за рубежом, чем художники из таких стран, как США или Франция. Но это говорит и о том, что у покровителей искусств, заинтересованных в поддержке художников из развивающихся стран, имеется интересная перспектива. Будем надеяться, что кто-нибудь отметит ее себе на следующий раз.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+