Две страны выбыли с Венецианской биеннале

Вход в палаццо Боллани во время 53-й Венецианской биеннале. Фото Жан-Пьера Дальбера/Flickr
Вход в палаццо Боллани во время 53-й Венецианской биеннале. Фото Жан-Пьера Дальбера/Flickr

За последний месяц число стран, принимающих участие в 56-й Венецианской биеннале, сократилось с 90 до 88. От участия в мероприятии отказались Коста-Рика и Кения.

Как выяснила The Art Newspaper, Кения официально отказалась от своего павильона 29 апреля из-за протеста кенийского художественного сообщества, возмущенного тем, что представлять страну на международной биеннале были отобраны преимущественно китайские художники, ни один из которых не живет и не работает в этом африканском государстве. После того как под петицией на Change.org было собрано несколько сотен подписей, 14 апреля министр культуры Кении публично раскритиковал павильон и его организаторов.

Коста-Рика также заявила о своем отказе от участия в биеннале. Это произошло 30 апреля, когда стало известно, что Грегорио Росси, итальянский куратор, занимавшийся организацией коста-риканского национального павильона, взимал с художников плату за возможность представить работы на фестивале. Он предложил выставиться приблизительно 50 художникам, каждый из которых заплатил до €5 тыс. (около $5,6 тыс.) за место. Схема была раскрыта, когда итальянский скульптор Умберто Мариани на страницах журнала Flash Art возмутился платой в «€95 тыс. за то, чтобы выставить мои работы в палаццо Боллани» (хотя в итоге он договорился о том, что займет второй этаж целиком). «Это неприемлемо», — сказала в интервью газете El País представитель посольства Коста-Рики в Италии Илеана Ордоньес Чакон. В письме, направленном организаторам Венецианской биеннале, она объяснила, что отказ страны от участия связан с «форс-мажорными обстоятельствами».

Сыграло свою роль и то, что к участию в биеннале было приглашено всего четыре костариканца: Присцилла Монж, Рафаэль Оттон Солис, Розелла Матаморос и Роланда Фаба. В этом году в павильоне страны должны были выставляться еще и зарубежные художники (Музей современного искусств и дизайна в Сан-Хосе занимался отбором авторов из страны, а Росси отвечал за подбор иностранных участников), но чиновники, по-видимому, не представляли, что последних окажется так много. В своем письме организаторам биеннале Илеана Ордоньес Чакон отметила, что «поставленные условия были неприемлемы, поскольку [предполагали] участие коста-риканских художников в смешанном пространстве одного зала (позиционируемом как Коста-Рика) вместе с художниками из других стран».

Однако, по информации El País, Росси дал понять, что для Коста-Рики это было единственной возможностью вообще получить павильон. У страны не было официального спонсора (о чем коста-риканским властям, по-видимому, известно не было), так что €200 тыс., необходимые для аренды на время биеннале элегантной площадки неподалеку от площади Сан-Марко, пришлось взымать с художников вне зависимости от страны их происхождения.

Технически действия Росси не являются нарушением, поскольку у Венецианской биеннале нет особых правил на этот счет. Представитель биеннале в официальном заявлении сообщил, что «она не вмешивается в организационные аспекты участия стран (назначение комиссара павильона и куратора, кураторский проект, процедура отбора художников, выбор площадки и так далее), предоставляя странам-участницам полную автономию, что является устоявшейся практикой».

Действия Росси скорее служат очередным печальным напоминанием о том, насколько несправедливым по-прежнему остается международное игровое поле к художникам из менее богатых стран; они сталкиваются с гораздо большим числом трудностей на пути к тому, чтобы показать свои работы за рубежом, чем художники из таких стран, как США или Франция. Но это говорит и о том, что у покровителей искусств, заинтересованных в поддержке художников из развивающихся стран, имеется интересная перспектива. Будем надеяться, что кто-нибудь отметит ее себе на следующий раз.

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
6
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
7
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Единственная в России ярмарка антиквариата открылась в Гостином Дворе с подзаголовком «Русский стиль» и делает акцент на искусстве оформления интерьеров, ее участниками стали мебельные, интерьерные и текстильные дизайнеры
23.11.2022
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+