18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Обнаженное тело может рассказать о многом, даже если оно времен Гомера

№32
Материал из газеты

В Британском музее открылась выставка об обнаженке в античном искусстве

На выставке В поисках красоты. Тело в искусстве Древней Греции в Британском музее представлено 150 экспонатов: мраморная скульптура, терракота, бронза, вазопись — все на тему обнаженного тела с VIII века до н. э. и до позднего эллинизма. Цель этого проекта — дать полное представление о том, как менялись каноны красоты в античности на протяжении более 700 лет, повлияв на искусство последующих эпох. На выставку привезли из Ватикана и знаменитый Бельведерский торс — мраморную копию I века н. э. с греческого оригинала конца III — начала II века до н. э., вдохновившую Микеланджело при создании образа Адама в Сикстинской капелле. То, что удалось заполучить этот шедевр, директор Британского музея Нейл Макгрегор считает большим везением. Скульптура редко покидает Ватикан и в Британию приехала впервые. «Она оставалась эталоном античного искусства, пока в начале XIX века в Англию не привезли скульптуры Парфенона, — говорит Ян Дженкинс, старший хранитель античного отдела и куратор выставки. — Они открыли европейцам подлинную красоту греческого искусства, до этого доступного в римских копиях». На выставке торс выставлен с наброском Микеланджело фигуры Адама и полулежащей фигурой с западного фронтона Парфенона, аллегории реки Илисс мастерской Фидия. Здесь же шесть других скульптур с Парфенона, впервые с 1962 года перенесенных со своего постоянного экспозиционного места в выставочное пространство музея. Так что у зрителя есть возможность не только проследить изменения канонов красоты в античности, но и понять, как школа Фидия повлияла на искусство Возрождения. Помимо Бельведерского торса, на выставке есть и другие любопытные экспонаты. Среди них, например, бронзовая фигура обнаженного атлета, соскребающего масло с тела после тренировки (IV век до н. э.), обнаруженная ныряльщиком у берегов Хорватии в 1999 году и сейчас хранящаяся в Музее Мимара в Загребе. «Это одна из тех очень редких античных бронз, которые лежат на дне моря под илом, пока кто-то случайно не найдет их», — говорит Дженкинс. Другой экспонат, которым он гордится, — миниатюрная бронзовая фигурка Аякса (VIII в. до н. э.). Она привлекла внимание Дженкинса в 1996 году, когда готовя выставку, он открыл музейный «тайный шкаф» с античной эротикой, предметами, которые принято считать скорее забавными артефактами, чем искусством. «Эта фигурка великолепна, потому что пытается, пусть и очень ограниченными средствами, донести до вас какую-то свою историю».

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+