Крест животворящий

Крест-камни (хачкары). Монастырский комплекс Гегард, Армения. IV – начало XIII вв.
Крест-камни (хачкары). Монастырский комплекс Гегард, Армения. IV – начало XIII вв.

Крестопоклонники. Элио Чиол. Фотографии. Армения. 2005 в Музее культур города Лугано (MCL) — уже девятая из серии выставок, задуманных в 2012 году кураторами Алессией Бореллини и Адрианой Мацци и посвященных выдающимся, но не широко известным мировым памятникам культуры, запечатленным в фотографии ХХ века. На этот раз музей предлагает отправиться в Армению с ее библейскими пейзажами и древними памятниками, снятыми патриархом итальянской фотографии ХХ века Элио Чиолом. За 70 лет своей карьеры он удостоился множества выставок по всему миру, его работы хранятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в лондонском Музее Виктории и Альберта, в ГМИИ им. А. С.Пушкина. В экспозиции — 76 черно-белых фотографий, классически строгих и одновременно очень эмоциональных: Чиол не скрывает своего восхищения тем, что фиксирует его камера, будь то неожиданно открывшаяся взору величественная панорама или благородно лаконичные формы раннехристианского храма. Но главной темой фотографа стали так называемые крест-камни (хачкары) — стелы из базальта на постаменте с резным изображением армянского креста, который называют «проросшим» или «цветущим» из-за формы его оконцовок в виде распускающегося цветка. Самые ранние хачкары датируются IX–X веками. Их на территории Армении несколько тысяч, то встречающих одинокого путника на узкой горной тропинке, то жмущихся к древним стенам монастырей и храмов, а то и составляющих целую поляну, как в селе Норатус близ озера Севан. Хачкары устанавливали в честь военных побед, других памятных дат, у храмов, других сооружений и как надгробия. Резчик, высекая крест и украшая его разными сюжетами, геометрическим или растительным орнаментом, следовал лишь своей фантазии. Неудивительно, что и Элио Чиол не уставал снимать, открывая для себя их красоту снова и снова.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+