18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Крест животворящий

Крестопоклонники. Элио Чиол. Фотографии. Армения. 2005 в Музее культур города Лугано (MCL) — уже девятая из серии выставок, задуманных в 2012 году кураторами Алессией Бореллини и Адрианой Мацци и посвященных выдающимся, но не широко известным мировым памятникам культуры, запечатленным в фотографии ХХ века. На этот раз музей предлагает отправиться в Армению с ее библейскими пейзажами и древними памятниками, снятыми патриархом итальянской фотографии ХХ века Элио Чиолом. За 70 лет своей карьеры он удостоился множества выставок по всему миру, его работы хранятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в лондонском Музее Виктории и Альберта, в ГМИИ им. А. С.Пушкина. В экспозиции — 76 черно-белых фотографий, классически строгих и одновременно очень эмоциональных: Чиол не скрывает своего восхищения тем, что фиксирует его камера, будь то неожиданно открывшаяся взору величественная панорама или благородно лаконичные формы раннехристианского храма. Но главной темой фотографа стали так называемые крест-камни (хачкары) — стелы из базальта на постаменте с резным изображением армянского креста, который называют «проросшим» или «цветущим» из-за формы его оконцовок в виде распускающегося цветка. Самые ранние хачкары датируются IX–X веками. Их на территории Армении несколько тысяч, то встречающих одинокого путника на узкой горной тропинке, то жмущихся к древним стенам монастырей и храмов, а то и составляющих целую поляну, как в селе Норатус близ озера Севан. Хачкары устанавливали в честь военных побед, других памятных дат, у храмов, других сооружений и как надгробия. Резчик, высекая крест и украшая его разными сюжетами, геометрическим или растительным орнаментом, следовал лишь своей фантазии. Неудивительно, что и Элио Чиол не уставал снимать, открывая для себя их красоту снова и снова.

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+