18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Сходить с ума можно и по-умному

По итогам 2014 года Яёи Кусама названа самым популярным художником в мире

Весенний рейтинг самых популярных мировых музеев и выставок 2014 года, составленный нашими коллегами из английской The Art Newspaper, произвел небольшую сенсацию. Оказалось, что больше всего зрителей — под 2 млн человек — посетили бразильскую ретроспективу 86-летней японской художницы Яёи Кусамы.

Выставка под названием «Бесконечная одержимость» (Yayoi Kusama: Infinite Obsession) прошла в трех залах крупнейших бразильских городов: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и столицы страны Бразилиа — под эгидой Банка Бразилии, заняв второе, третье и четвертое место во всемирном рейтинге выставок актуального искусства.

Это важное обстоятельство, поскольку экспозиция, подготовленная кураторами культурного центра крупнейшего бразильского банка, заняла ведущие строчки рейтингов и в других категориях. Например, в фотографической или в «тематической» (блокбастеры, заточенные под одну большую тему), а также в рейтинге ретроспектив художников-модернистов.

Бразилия переживает настоящий выставочный бум с какой-то зашкаливающей посещаемостью. Вот и успех Яёи Кусамы — это не совсем ее персональный успех, популярность «Бесконечной одержимости», состоящей из громадных инсталляций, украшенных рисунком в горошек и зеркалами, — часть бразильского культурного феномена, идущего, как считают комментаторы, уже на убыль из-за всепроникающего экономического кризиса.

Хотя, конечно, одной Бразилией дело не ограничивается. Сейчас ретроспектива Яёи Кусамы, с 1977 года добровольно проживающей в токийской психиатрической лечебнице, развернута на Тайване, а затем переместится в Нью-Дели. Наши коллеги из The Art Newspaper называют яркий, люминесцентный стиль художницы рецидивом поп-арта, играющего языками масскульта и оттого понятного в любой стране. Именно поэтому The Art Newspaper назначает «чувственные хеппенинги» Яёи Кусамы «эмблемой глобализации», тогда как журналисты газеты Guardian выводят причины успеха японской попартистки из ее последовательно феминистских установок.

Но, несмотря на головокружительную популярность во всем мире выставок Яёи Кусамы, «обзор персональных выставок последних шести лет в американских галереях показывает: 73% всех экспонированных в США художников — мужчины», констатирует Алекс Нидхем из Guardian. Так, у Энди Уорхола, Элсуорта Келли и Джаспера Джонса за отчетную шестилетку прошло по семь выставок. Среди художников-женщин чемпионом по количеству выставок в Штатах является Кара Уокер, работы которой за то же самое время выставляли лишь четырежды.

Алекс Нидхем вспоминает успех «В присутствии художника», ретроспективы Марины Абрамович в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) в 2010 году (вариант этого проекта Московский музей современного искусства «Гараж» показал в 2011-м). Именно она заняла вторую строчку в рейтинге посещаемости американских выставок современных художников за последнее шестилетие: 7120 посетителей приходили в МоМА каждый день, в том числе для того, чтобы посмотреть, как молчащая Абрамович сидит в центре одной из своих псевдонаучных инсталляций.

Единственный, кто смог обогнать Марину Абрамович по популярности, — скульптор Ричард Серра, монументальные работы которого привлекали в 2007 году на выставку в MoMA по 8585 посетителей в день.

Вызов расхожему мнению, что только знаменитости привлекают толпы зрителей, бросила швейцарская художница Пипилотти Рист, чья персональная выставка стала четвертой по популярности в этот же шестилетний период. Посмотреть на ее инсталляции в MoMA, в котором, между прочим, состоялось 17 из 20 самых популярных в Америке выставок последних шести лет, приходило по 6186 посетителей в день. Москвичи могли ознакомиться с видеороликами Пипилотти Рист, например, во время II Московской международной биеннале современного искусства (2007), когда в московском Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева было представлено сразу несколько ее видеоинсталляций на выставке «Пей мой океан».

Правда, данные о количестве посетителей, пришедших на Марину Абрамович и Пипилотти Рист в Москве, к сожалению, отсутствуют. Но, может быть, ситуация изменится, если к нам привезут Яёи Кусаму в смирительной рубашке, разукрашенной веселеньким горошком?

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+