18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Ретроспектива Владимира Немухина в ММОМА, живопись старых мастеров из запасников ГМИИ им. А.С.Пушкина, три звезды фотоискусства — Уинн Баллок, Джесси Александер и Лоран Шеер — в Центре фотографии им. братьев Люмьер.


80-летие Владимира Немухина Московский музей современного искусства (ММОМА) отмечает достойной этой даты большой ретроспективой, собравшей из ведущих российских музеев, фондов и частных коллекций работы практически всех периодов творчества художника, от абстракций конца 1950-х до самых последних произведений. В 1950-е Немухин примкнул к Лианозовской группе, объединившей андерграундных поэтов и художников, и принимал активное участие во всех ее акциях, включая скандально известную Бульдозерную выставку 1974 года. Немухин — единственный среди коллег-единомышленников прошел все стадии абстракции, от экспрессионизма в духе Джексона Поллока до геометрической абстракции. Тем не менее художник всегда тяготел к предметности, и даже его абстрактные работы часто включают элементы реальности: появляются дома, бутылки, яблоки, игральные карты. Последние стали его любимой темой, заинтересовав своей «геометричностью». В живописную композицию включались и реальные предметы, а поверхность картины становилась более физически осязаемой благодаря густому мазку. В поздних работах, начиная с 1980-х, Немухин вновь обращается к абстракции, вступая в диалог с историческим авангардом, прежде всего с супрематизмом Казимира Малевича. До 31 мая.


Картины из собственного собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на выставке «Новая жизнь старых мастеров» представляют золотой век испанской живописи, а также живопись немецкой и австрийской школ XVII — начала XIX века. Испанцы представлены такими именами, как Эль Греко, Франсиско де Сурбаран, Хусепе де Рибера, Антонио Переда, Бартоломе Эстебан Мурильо, Луис Моралес. Немецко-австрийская коллекция музея тоже заслуживает самого пристального внимания: здесь такие известные мастера, как Антон Граф, Ангелика Кауфман, Иоганн Лисс, а также отсутствующие в других отечественных музеях Готфрид фон Ведиг («Портрет девочки»), Максимилиан ПфейлерНатюрморт») и Георг Каспар Преннер («Диана, застигнутая Актеоном»). Произведения, участвующие в «Новой жизни старых мастеров», пока можно увидеть только на выставке. Они войдут в постоянную экспозицию Галереи искусства старых мастеров, которая откроется в 2019 году в усадьбе Вяземских — Долгоруких, части будущего музейного городка ГМИИ, строительство которого началось в прошлом году. До 17 мая.


В Центре фотографии им. братьев Люмьер одновременно развернуто три экспозиции. Первая (до 10 мая) представляет работы американского классика фотографии Уинна Баллока, фотографа-экспериментатора (он изобрел особый способ контроля процесса соляризации), тяготевшего к абстракции и философским размышлениям. Его снимки получили раннее признание: первая персональная выставка прошла в 1941 году в Музее изящных искусств Лос-Анджелеса. Впоследствии работы мастера показывали все крупные мировые художественные музеи, его фотографии (пейзажи, абстракции) хранятся в более чем 90 музеях мира.

Выставка Джесси Александера, начавшего путь фотографа со съемок авторалли в Монако с 1951 по 1971 год, называется «Рождение „Формулы-1“» (до 7 июня). На протяжении полувека Александер снимал самые знаковые гонки в истории автоспорта, самых знаменитых пилотов, именитых и обычных болельщиков на трибунах. Его фотографии знают во всем мире, их показывали на лучших выставочных площадках, они вошли в шесть составленных фотографом книг, посвященных гонкам и истории автоспорта.

Третья экспозиция — «Воздушные миры Лорана Шеера» (до 21 июня) — представляет очень необычную серию известного французского мастера фотографии, посвященную домам любимого им Парижа. Необычность же их в том, что они удивительным образом парят над городом. Чтобы добиться этого удивительного эффекта, Шеер прибегал к сложному фотомонтажу с подбором разных деталей, которые снимались в одно и то же время дня множество раз. В экспозиции 13 лучших работ из этой серии, которая с успехом была показана в Нью-Йорке, Лондоне и Рио-де-Жанейро.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+