18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Судьбы советской мебели

В Музее архитектуры на фоне выставки «Советский дизайн» прошло обсуждение потенциала мебели советской эпохи как предмета коллекционирования

Интерьеры, обставленные отреставрированной и бережно сохраняемой мебелью в стиле модерн, ампир или ар-деко, стали в России делом привычным и успешно демонстрируют вкус и возможности коллекционеров. А вот мебель, созданная в СССР в период 1917–1970 годов, в этом формате встречается крайне редко. Смогут ли произведения советских дизайнеров вызвать такой же интерес, как мебель признанных «больших стилей», — об этом говорили участники дискуссии «Наследие советской эпохи: архитектура и дизайн. Опыты реставрации и коллекционирования», которая состоялась в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева (МУАР). Хедлайнером мероприятия стала Кристина Краснянская, арт-директор международной арт-галереи «Эритаж» и куратор выставки «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму 1920-е — 1960-е», которая проходит в МУАР и наглядно иллюстрирует дискуссию.

Одна из основных проблем, возникающих на пути потенциальных коллекционеров советской мебели, — то, что достойных вещей мало и их трудно найти. Причем если сияющий шпоном карельской березы «советский (сталинский) ампир» имел больше шансов уцелеть, то лаконичная мебель конструктивизма и 1960-х годов просто не воспринималась владельцами как нечто, заслуживающее бережного обращения. Надо сказать, что население СССР вообще относилось к мебели без сентиментальности. В то время начало массового жилищного строительства повлекло за собой перестройку мебельной промышленности, изменение политики в сфере дизайна. Эпоха, когда для «генеральского» дома разово изготавливали сотню комплектов мебели, уходила в прошлое — теперь были важны массовость, экономичность, большие тиражи; в работе над дизайном мебели активно принимали участие экспериментальный цех Строгановского училища, кафедры мебели Строгановского и Мухинского училищ, прибалтийские проектные бюро.

Как сегодня относятся к советской мебели музеи? Они еще не пришли к окончательному решению по поводу ее самостоятельной художественной значимости. Хотя интересные вещи в фондах все-таки есть: в Музей архитектуры попала часть экспонатов из расформированного в 1920-х годах Музея мебели; в 1950-х туда же поступили произведения из фонда Управления строительства Дворца Советов (мебель, текстиль, фурнитура), когда стало понятно, что проект не будет осуществлен; приходили вещи из фонда «Русский авангард»; частично сюда же были переданы предметы из гостиницы «Москва» (другая часть — в Государственную Третьяковскую галерею). Собирает коллекцию мебели и Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), но основная часть его собрания — до начала 1960-х годов.

По словам сокуратора выставки в МУАР Ольги Струговой, сегодня мебель советской эпохи если и участвует в выставках, то, как правило, ностальгического характера, посвященных «образу времени», та же ситуация в мемориальных музеях-квартирах. Интерес именно к авторским произведениям дизайнеров мебели пока остается в тени, хотя такой поворот сюжета мог бы привлечь внимание частных коллекционеров (все-таки психологически легче собирать то, что официально считается произведением искусства).

И где, кстати, искать частным коллекционерам мебель советской эпохи? Например, на торгах Sotheby’s, как рассказала заместитель генерального директора «Sotheby’s Россия и СНГ» Ирина Степанова, такие предметы не появлялись, в отличие от мебели других стилей. Надо отметить, что в период 2006–2014 годов торги Sotheby’s, посвященные дизайну ХХ века, собрали около $440 млн, 5% выручки дали русские покупатели. В то же время на Российском антикварном салоне нет-нет да и появятся единичные вещи, а этой весной там можно было купить набор мебели, изготовленный для Кировского завода в 1937 году ($285 тыс.)

«Стили уходят из моды в „шлейф забвения“, а потом выходят из него» — так оценила сегодняшнее отношение к дизайну 1960-х годов профессор Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова Мария Майстровская. Участники дискуссии смотрят на перспективы востребованности советской мебели со сдержанным оптимизмом и отмечают важность действий энтузиастов. Директор ВМДПНИ Елена Титова привела в этой связи пример «Мира искусства», возродившего в начале ХХ века в России интерес к культуре и быту русской усадьбы. Безусловно, мебель советской эпохи нуждается в популяризации, и галерея «Эритаж» подумывает о выпуске реплик предметов, показанных на выставке в МУАР, лимитированными сериями. В частности, обсуждается возможность выпуска до девяти комплектов реплик уникального гарнитура Игоря Крестовского «Хлеба коммунизма» и больший тираж для мебели 1960-х годов.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+