Антониев монастырь станет центром реставрации фресок

В Новгородском музее-заповеднике презентовали Центр реставрации монументальной живописи, открытие которого запланировано на июнь

фото: Ярцев Виктор
Фото: Ярцев Виктор

Центр реставрации монументальной живописи, начало работы которого запланировано на лето, является филиалом Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, расположенным в Западном и Береговом корпусах Антониева монастыря. На площади более 2 тыс. м2 разместят реставрационные мастерские, архив, научную библиотеку, лабораторию для проведения мониторинга состояния памятников монументальной живописи, лабораторию физико-химических исследований и температурно-влажностного режима, предусмотрено открытое хранение фрагментов фресок.

Здесь же, на базе центра, в скором времени стартует новый образовательный проект для студентов и молодых реставраторов «Реставрационная школа № 1». Летом этого года школа начнет свою работу на средства Благотворительного фонда Владимира Потанина, получив грант конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Новгородская школа реставраторов организуется на базе самой большой в стране коллекции фрагментов живописи из храмов Новгорода. Это прежде всего церковь Спаса Преображения на Нередице, церковь Спаса Преображения на Ковалеве, церковь Спаса Преображения на Ильине улице, церковь Успения на Волотовом поле, а также росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря, фрески других древнерусских городов. Слушателям новой школы представится возможность увидеть фрески, которым по 600–800 лет, познакомиться с техническими приемами древних мастеров, приобщиться к труду реставраторов, выполнить копийные работы.

В этом году отделу реставрации Новгородского музея-заповедника исполняется 90 лет. Официально ставка реставратора здесь появилась в конце 1925 года с приездом в Новгород Никиты Давыдова — реставратора живописи из Государственного Русского музея, командированного на длительный срок и проработавшего здесь до середины 1930-х годов. Он был специалистом высочайшего уровня. К примеру, им была завершена реставрация иконы Николы Липного 1294 года и выполнена реставрация икон праздничного чина церкви Успения на Волотовом поле. Сегодня в отделе реставрации музейных предметов работает 21 реставратор.

В конце 2014 года на базе мастерской реставрации монументальной живописи и реставрационной мастерской «Фреска», вошедшей в состав музея-заповедника в 2012 году, был организован филиал «Центр по изучению и реставрации монументальной живописи», которым руководит Тамара Анисимова.

Реставраторы Новгородского музея-заповедника проходили стажировки в бригаде Владимира Сарабьянова Межобластного научно-реставрационного художественного управления, в отделах реставрации тканей, металлов, графики Государственного Эрмитажа, в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Государственного научно-исследовательского института реставрации, сотрудничают с отделом реставрации смешанных техник Русского музея. На протяжении 20 лет Новгородский областной колледж искусств им. С.В.Рахманинова выпускает реставраторов живописи, которых обучают наиболее опытные специалисты. Многие из выпускников этого учебного заведения сейчас работают в музее-заповеднике.

За десятилетия восстановления памятников монументальной живописи новгородская школа реставраторов выработала новый метод реставрации руинированных фресок, использованный при восстановлении фресковой живописи в двух новгородских храмах — церкви Спаса Преображения на Нередице и церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Кроме того, новгородские реставраторы создали компьютерную программу по поиску стыкующихся фрагментов руинированной живописи, хорошо зарекомендовавшую себя при подборке разрозненных фрагментов.

Сейчас в отделе девять мастерских, специализирующихся на реставрации икон, деревянной скульптуры и резьбы, масляной и современной темперной живописи, миниатюры, тканей, металлов, графики и документов, переплетов, кожи, керамики, фарфора и стекла, мокрого археологического дерева, а также фанерованной и золоченой мебели.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+