18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Дело о подвесках : как антиквары обманули не только музейщиков, но и Гитлера

№32
Материал из газеты

Экспертиза Рейксмузеума приписала «ренессансные» драгоценности к XIX веку

Реставраторы амстердам­ского Рейксмузеума установили, что две замысловатые золотые подвески с жемчугом и рубинами, выдававшиеся за ренессансную работу и приобретенные Гитлером для своего будущего музея в Линце, — вовсе не то, чем они кажутся. Научная экспертиза показала: одна из драгоценностей, русалка, является подделкой XIX века, а фигура наездника на лошади — пастиш, собранный из ренессансных деталей с добавлениями элементов XIX века.

Всадник «из Южной Германии» и «итальянская» русалка, изначально датируемые XVI или XVII веками, происходят из коллекции немецкого банкира Фрица Маннхаймера, который приобрел их у нидерландских антикваров.
Стилистика подвесок заставила кураторов музея усомниться в их аутентичности. Три хранителя по металлу — Сюзанна ван Леуэн, Йоше ван Беннеком и Сара Криндж — провели техэкспертизу, обратив особое внимание на эмали, изготовленные из окрашенного оксидами металлов стекла. Для того чтобы определить качественный состав эмалей, ученые использовали рентгенофлуоресцентное оборудование.

Обследование всадника показало, что желтая эмаль на нижней стороне его пьедестала содержит высокую концентрацию урания — вещества, широко использовавшегося в качестве красителя после 1830 года. В эмали на местах крепления цепи обнаружили мышьяк, использовавшийся для изготовления непрозрачного белого цвета в XIX веке.

Состояние эмали на лошади и наезднике хуже, чем сохранность оправы. Это дает основания предполагать, что они были изготовлены раньше. Пайка — техника, распространенная в XIX веке гораздо шире, чем в эпоху Возрождения, использована при изготовлении оправы, но не лошади и наездника. Исследователи заключили, что это произведение — стилизация, состоящая из ренессансных лошади и всадника, помещенных в оправу XIX века.

Изучение фигурки русалки дало сходную картину. В эмалях обнаружили высокую концентрацию свинца, применяемого при изготовлении эмалей лишь с XIX века. В зеленой эмали содержится хром, в красной — сурьма, а в белой — мышьяк. Наличие их подтверждает предположение о датировке XIX веком. Ван Леуэн считает, что подвеска «полностью сделана в XIX веке или даже позже», в тот период, когда морские фигурки пользовались особым спросом, что и служит объяснением выбора именно этого мотива. Фриц Маннхаймер, страстный коллекционер, в 1930-х годах столкнулся с финансовыми трудностями, заключив с банком необычное соглашение: банк приобрел его коллекцию, после чего отдал ее директору обратно — как бы в долг. Маннхаймер умер в 1939 году, а его жена эмигрировала в США, где вышла замуж за промышленного магната Чарльза Энгебальда, послужившего прототипом Голдфингера, персонажа седьмого романа Яна Флеминга о Джеймсе Бонде (1959), названного по фамилии главного злодея.

Когда в 1940 году нацисты оккупировали Амстердам, коллекцию Маннхаймера приобрели для будущего музея фюрера. Шедевры из нее отправили на хранение сначала в монастырь в Хоэнфурт, а затем в соляную шахту Альтаусзее в австрийских Альпах. После Второй мировой коллекцию перевезли в Мюнхен и вернули в Нидерланды в 1946 году. В 1952 году голландское правительство передало ее на хранение Рейксмузеуму, а в 1960-м оно стало собственностью музея.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+