18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Салон рисунка в Париже: узкая специализация плюс качество товара

В Париже во дворце Броньяр прошел Salon du Dessin — главная международная ярмарка графики и рисунка, представляющая солидную подборку произведений от старых мастеров XVI–XVIII веков до модернизма и ныне живущих авторов. В рамках салона была вручена ежегодная Премия Фонда Даниеля и Флоранс Герлен за произведение современной графики. В тройку номинантов вместе с немецкой абстракционисткой Томмой Абтс попал российский художник Павел Пепперштейн, но приз достался шведу Йокуму Нордстрему.

«У нас нет конкурентов, — говорит президент Salon du Dessin Луи де Байзер. — Мы единственный в мире специализированный салон рисунка. Все крупные международные профессионалы и коллекционеры — сливки нашего маленького рынка — собираются здесь, в Париже». Скажи это кто-нибудь другой, его слова можно было бы принять за хвастовство. Но Луи де Байзеру нет смысла набивать цену парижскому салону: его безупречная репутация проверена годами. Французские антиквары во главе с одним из самых влиятельных парижских арт-дилеров Эрве Аароном, сложившим полномочия президента Salon du Dessin два года назад, заняли нишу в 1991 году. Первый смотр, «для своих», прошел в отеле George V. Очень быстро инициативу поддержали американские и европейские коллеги, и всего за несколько лет салон заработал себе имя на международной арт-сцене. С тех пор удачная бизнес-модель, в которой ставка сделана на узкую специализацию и качество товара, работает как часы. Постоянные участники сходятся в оценках. Как бы ни штормило глобальный арт-рынок, здесь тихая гавань: гарантированный высокий уровень работ и публики и стабильные продажи. По подсчетам галеристов, в вечер открытия продается не менее 30% стенда, а за время проведения салона многие по несколько раз обновляют экспозицию.

В этом году Salon du Dessin продолжил свою экспансию. Из 39 галерей всего 19 с французской пропиской. Соответственно, и среди приглашенных стало заметно больше иностранцев. На вернисаже каждый второй если не знаток-коллекционер, то хранитель уважаемого музея, высматривающий редкости в коллекцию. «На первом месте — американские музеи, затем англичане, немцы и только потом французы», — уточняет де Байзер. Азиаты, арабы и русские — лихая тройка мировых новых денег — здесь не появляются. Среди гостей Salon du Dessin был замечен только Сергей Чобан. У живущего в Берлине архитектора, дизайнера и основателя Музея архитектурного рисунка одна из лучших коллекций архитектурной графики. А она в этом году стала главной темой традиционной международной конференции, которая проводится в рамках салона. Дилемму экспертов, считать ли архитектурный рисунок документом или же монументом, разрешила экспозиция Национальной библиотеки Франции, почетного гостя выставки. Уникальная подборка листов — эскизы Теодора Броньяра, Франсуа-Жозефа Беланже и Этьена-Луи Булле с его утопическим кенотафом Ньютона — не документы и не монументы, а великолепные произведения высокого искусства.

Исторически салон ориентировался исключительно на антиквариат, но проверенных, надежных работ старых мастеров на рынке с каждым годом становится все меньше, поэтому смотр неизбежно молодеет. Сегодня уже около 35% выставленных произведений датируются концом XIX — началом XX века и не менее 15% — второй половиной XX века и до сегодняшнего дня. «Я буду только рад, если современных авторов станет больше. Возрастных ограничений у нас нет. Главное требование — это качество», — объясняет Луи де Байзер, добавляя, что листы без атрибуции или уставшие от реставраций к участию не допускаются. Для анонимных работ есть отдельный стенд, где они распродаются по цене в пределах €10 тыс.

Не отставать от тенденции старались даже почтенные специалисты по старому искусству. Так, на стенде лондонской галереи Жан-Люка Барони, приехавшей на Salon du Dessin прямиком с TEFAF, были представлены сразу четыре века: Агостино Карраччи, Франсуа-Андре Венсан, Поль Гоген и Люсьен Фрейд. У экс-президента Салона рисунка Эрве Аарона (галерея Didier Aaron, Париж, Нью-Йорк, Лондон), который также не разбирал чемоданы после Маастрихта, был элегантный портрет мадемуазель Шанель французского художника и гравера XIX века Поля Сезара Элле. У нынешнего президента (Galerie de Bayser, Париж) большим спросом по-прежнему пользуются французские живописцы и графики XVIII и XIX веков, тем не менее вместе с портретом обнаженной Жан-Батиста Греза быстро продалась и пастель 76-летнего француза Пьера Скира.

В этом году у Салона рисунка важное пополнение — сразу шесть новых участников. Галерея Marlborough Fine Art с представительствами по всему миру и первыми именами, от Матисса и Пикассо до Бэкона и Фрейда, сделала ставку на французского графика и книжного оформителя Авигдора Ариха (1929–2010). Из новичков и лондонская галерея Aktis с французскими китайцами Чжу Дэцюнем и Чжао Уцзи и с солидным запасом парижских русских от Александра Бенуа до Оскара Рабина.

В рамках салона по традиции вручили Prix Guerlain — ежегодную премию за произведение современной графики, созданную по инициативе семейной четы меценатов и коллекционеров Даниеля и Флоранс Герлен. Герлены для современного рисунка — все равно что Прицкеры для архитектуры: бьются за его статус уже много лет. Сначала посредством своей богатейшей коллекции рисунков и графики, в которой более 200 имен и 30 национальностей (из русских Сергей Ануфриев, Георгий Литичевский, Павел Пепперштейн, Александр Пономарев, Иван Разумов). Это одно из самых больших «бумажных» собраний если не в мире, то в Европе точно. В 2012 году треть коллекции — 1,2 тыс. работ — они передали в дар Центру Помпиду. Затем организовали фонд, в который заманивают и «подсаживают на бумагу» все новых крупных коллекционеров. И наконец создали премию, поощряющую современных художников-графиков. «Рисунок не исчезающий жанр. Более того, он возвращается в моду, — говорит Даниель Герлен. — Несмотря на развитие новых технологий, художники любят работать руками, по старинке. Мы видим графику в большом количестве и на международных салонах, и на выпускных экзаменах в художественных школах. Наша задача — поддержать».

На Премию Фонда Даниеля и Флоранс Герлен выдвигаются художники с работой, выполненной на бумаге или картоне при помощи графических средств: карандаша, чернил, гуаши, акварели, пастели. Коллажи и настенные рисунки также допускаются к конкурсу при условии, что они создавались без участия новых технологий. В жюри, помимо Герленов, музейные эксперты и видные коллекционеры, члены фонда. Лауреат получает €15 тыс. и путевку в коллекцию Центра Помпиду. Два финалиста — утешительный приз в €5 тыс. Национальность художника не имеет значения, единственное условие — тесная культурная связь с Францией. Для Павла Пепперштейна этой связью стала Екатерина Ираги, владелица одноименной галереи в Москве и в Париже. «Впервые я показала работы Павла в Париже в 2004 году. В 2005 году продала его первый рисунок Центру Помпиду. А с Герленами он познакомился в 2007 году после выставки Moscopolis в Espace Louis Vuitton на Елисейских Полях, — рассказывает Ираги. — За этот год наша жизнь и наши отношения с Европой так изменились, что было бы приятно, если бы российский художник победил». Впрочем, едва ли политическая конъюнктура повлияла на выбор жюри. Герлены не скрывают, что в их премии важную роль играют интересы коллекционеров, все остальное — дело вкуса. Значит коллажи художника из Стокгольма Йокума Нордстрема, в которых он склеивает свою личную историю с историей своей страны, пришлись по вкусу всем, и даже Павлу Пепперштейну. «Нордстрем — замечательный художник. Мне очень понравились его работы, поэтому с мнением жюри я полностью согласен», — сказал Пепперштейн.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+