Как соблазнитель и его жертва не встретились на выставке Гогена

№31, март 2015
№31
Материал из газеты

Первая ретроспектива классика модернизма в Фонде Бейелера в Базеле

Поль Гоген. Видение после проповеди
Поль Гоген. Видение после проповеди

Ретроспектива Поля Гогена в Фонде Бейелера, пожалуй, самый амбициозный выставочный проект этого музея с момента его основания в 1997 году. Потребовалось шесть лет, чтобы заполучить на выставку 50 живописных полотен и скульптур из 13 стран. Проект стал также самым крупным со времени выставки Гоген и Таити в Гран-пале в Париже и в Музее изящных искусств в Бостоне в 2003–2004 годах.

Выставка получилась весьма представительной, поскольку охватывает все периоды творчества Гогена, но главный акцент сделан на последнем, когда художник жил на Таити и Маркизских островах, то есть с 1893 года до его смерти в 1903-м. К этому периоду относятся самые значимые произведения. В Полинезии Гоген обрел рай, где в его искусстве сошлись природа и культура, мистицизм и эротика, грезы и реальность.

Самое значительное произведение таитянского периода на выставке в Базеле — монументальное полотно (почти 4 м в длину) Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? (1897–1898) из Музея изящных искусств в Бостоне, которое очень редко отправляется в путешествие. Сокуратор выставки Мартин Швандер считает это произведение не больше не меньше «художественным завещанием» Гогена. Взамен Фонд Бейелера собирается отправить в США подборку произведений Пабло Пикассо, хотя официального объявления об этом еще нет. Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в свою очередь, выдали по три Гогена из своих собраний. В частности, ГМИИ предоставил Сбор плодов (1899), очень редко покидающий Москву, где оказался более 100 лет назад. А Фонд Бейелера выступил в свою очередь партнером масштабной выставки Пауль Клее. Ни дня без линии, недавно прошедшей в ГМИИ. Среди работ из частных собраний надо особо отметить три полотна, написанных Гогеном за год до смерти: Всадники на берегу II (владелец не называется), Инкарнация (галерея Ordovas, Лондон) и Купальщицы (также из неназванной коллекции).

Что касается керамики и деревянной скульптуры Гогена, то кураторы считают их до сих пор недооцененными, притом что они оказали сильное влияние на мастеров ХХ века, в частности на Пикассо. «Именно скульптуры Гогена, их экспрессия и архаичность вдохновили первые опыты Пикассо в скульптуре», — уверен второй куратор выставки Рафаэль Бувье. Одна из центральных на выставке в Базеле — Тереза (1902), стилизованная фигура полинезийской женщины. Директор Фонда Бейелера Сэм Келлер давно хотел заполучить эту работу на выставку, но в 1980 году, когда она попала в одну частную лондонскую коллекцию, потерял ее из виду. Он вновь обнаружил скульптуру лишь в прошлом году на ярмарке Frieze на стенде лондонской галереи Lefevre Fine Art, которая и предоставила теперь ее на базельскую выставку. Моделью для Терезы послужила служанка католического епископа Маркизских островов Джозефа Мартина, который, как подозревал Гоген, имел с ней интимные отношения. Он создал и парное к ней скульптурное изображение самого епископа, назвав его Отец разврата (1902), сейчас оно находится в Национальной галерее в Вашингтоне. Для выставки эту вещь получить не удалось, так что служанка и ее соблазнитель потеряли редкий шанс встретиться вновь. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+