18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ар-брют как бюджетная альтернатива современному искусству

№31
Материал из газеты

Ради американских коллекционеров парижский галерист Кристиан Берст переносит свою деятельность в Нью-Йорк, но настаивает, чтобы здесь играли по его правилам. Он считает, что «искусство аутсайдеров» и ар-брют — два совершенно разных направления в искусстве

Специализирующийся на ар-брют парижский дилер Кристиан Берст — один из новичков в Нью-Йорке: он открыл свою галерею на Ривингтон-стрит в Нижнем Ист-Сайде в самом конце 2014 года. Прессе он заявил, что отнюдь не собирается принимать участие в 24-й нью-йоркской ярмарке Outsider Art Fair, посвященной вроде бы профильному для его галереи искусству аутсайдеров. Причина в том, что Берст не считает то, чем занимается, «искусством аутсайдеров». Этот термин был введен искусствоведом и куратором Роджером Кардиналом, использовавшим его в названии своей книги 1972 года как английский эквивалент французского «ар-брют», но Берст считает такую формулировку неверной. Он полагает, что «искусство аутсайдеров» по смыслу ближе к «наивному искусству». «Сегодня так называют все, что не вписывается в рамки современного искусства. Это может быть и художник-самоучка, и профессиональный художник, в чьем творчестве присутствуют черты ар-брют», — говорит он. Сам Берст намерен строго придерживаться определения ар-брют, данного в 1945 году Жаном Дюбюффе: «Любые произведения — графика, живопись, вышивка, лепные или изваянные фигуры… носящие спонтанный и оригинальный характер, как можно менее связанные с традиционным искусством и культурными клише и созданные неизвестными либо чуждыми профессиональной художественной среде людьми».
В Париж Берст приехал из Страсбурга и создал там совместно с супругой сайт сhapitre.com, книжный онлайн-магазин, опередивший Amazon. Первую галерею он открыл в 2005 году на улице Шарантон в 12-м округе Парижа, затем переехал в Маре — парижский оплот галерей современного искусства. «Я был поражен тем, как мало художественный мир знает о моих художниках. Поэтому поставил перед собой цель сделать ар-брют повсеместно узнаваемым, ведь оно является последней и самой увлекательной terra incognita в искусстве», — говорит он. В Нью-Йорке, где галерее Берста оказывает поддержку его бизнес-партнер Дэниел Кляйн, парижский галерист хочет укрепить контакты между ар-брют и современным искусством и рассматривает возможность использования произведений современных художников, чье творчество созвучно его программе. Конечной целью является привлечение американских коллекционеров. После десяти лет дилерской практики Берст говорит: «Сегодня ар-брют представлено на Венецианской биеннале, в Центре Помпиду и в Музее современного искусства города Парижа, который в этом году посвятил целый зал Генри Дарджеру — при жизни малообщительному работнику чикагской больницы, чьи произведения принесли автору посмертную славу. Мы становимся свидетелями революции». Это подтверждается успехом, который снискала у критики выставка коллекции Брюно Дешарма в Maison Rouge в Париже, закрывшаяся 18 января. В декабре безымянная работа Дарджера, созданная в период между 1940 и 1960 годом, была продана на Christie’s в Париже за рекордную для этого художника сумму в €601,5 тыс. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+