18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ар-брют как бюджетная альтернатива современному искусству

№31
Материал из газеты

Ради американских коллекционеров парижский галерист Кристиан Берст переносит свою деятельность в Нью-Йорк, но настаивает, чтобы здесь играли по его правилам. Он считает, что «искусство аутсайдеров» и ар-брют — два совершенно разных направления в искусстве

Специализирующийся на ар-брют парижский дилер Кристиан Берст — один из новичков в Нью-Йорке: он открыл свою галерею на Ривингтон-стрит в Нижнем Ист-Сайде в самом конце 2014 года. Прессе он заявил, что отнюдь не собирается принимать участие в 24-й нью-йоркской ярмарке Outsider Art Fair, посвященной вроде бы профильному для его галереи искусству аутсайдеров. Причина в том, что Берст не считает то, чем занимается, «искусством аутсайдеров». Этот термин был введен искусствоведом и куратором Роджером Кардиналом, использовавшим его в названии своей книги 1972 года как английский эквивалент французского «ар-брют», но Берст считает такую формулировку неверной. Он полагает, что «искусство аутсайдеров» по смыслу ближе к «наивному искусству». «Сегодня так называют все, что не вписывается в рамки современного искусства. Это может быть и художник-самоучка, и профессиональный художник, в чьем творчестве присутствуют черты ар-брют», — говорит он. Сам Берст намерен строго придерживаться определения ар-брют, данного в 1945 году Жаном Дюбюффе: «Любые произведения — графика, живопись, вышивка, лепные или изваянные фигуры… носящие спонтанный и оригинальный характер, как можно менее связанные с традиционным искусством и культурными клише и созданные неизвестными либо чуждыми профессиональной художественной среде людьми».
В Париж Берст приехал из Страсбурга и создал там совместно с супругой сайт сhapitre.com, книжный онлайн-магазин, опередивший Amazon. Первую галерею он открыл в 2005 году на улице Шарантон в 12-м округе Парижа, затем переехал в Маре — парижский оплот галерей современного искусства. «Я был поражен тем, как мало художественный мир знает о моих художниках. Поэтому поставил перед собой цель сделать ар-брют повсеместно узнаваемым, ведь оно является последней и самой увлекательной terra incognita в искусстве», — говорит он. В Нью-Йорке, где галерее Берста оказывает поддержку его бизнес-партнер Дэниел Кляйн, парижский галерист хочет укрепить контакты между ар-брют и современным искусством и рассматривает возможность использования произведений современных художников, чье творчество созвучно его программе. Конечной целью является привлечение американских коллекционеров. После десяти лет дилерской практики Берст говорит: «Сегодня ар-брют представлено на Венецианской биеннале, в Центре Помпиду и в Музее современного искусства города Парижа, который в этом году посвятил целый зал Генри Дарджеру — при жизни малообщительному работнику чикагской больницы, чьи произведения принесли автору посмертную славу. Мы становимся свидетелями революции». Это подтверждается успехом, который снискала у критики выставка коллекции Брюно Дешарма в Maison Rouge в Париже, закрывшаяся 18 января. В декабре безымянная работа Дарджера, созданная в период между 1940 и 1960 годом, была продана на Christie’s в Париже за рекордную для этого художника сумму в €601,5 тыс. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+