18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роберто Лонги. Искусствовед, без которого мы не знали бы Караваджо

№31
Материал из газеты

Итальянское искусство глазами его знатока в Музее Жакмар — Андре

Выставка От Джотто до Караваджо. Объекты страсти Роберто Лонги подготовлена командой кураторов во главе с Миной Грегори. Ученица одного из главных искусствоведов ХХ века Роберто Лонги (1890–1970) отобрала из коллекции его фонда во Флоренции, который она возглавляет, первые имена итальянской живописи XIV–XVII веков, заново открытые Лонги для XX века. Джотто, Мазаччо и Мазолино, Пьеро делла Франческа и Караваджо. Впервые привезенные во Францию, они будут выставлены рядом с другими шедеврами из ведущих французских и итальянских музеев.

Проводись эта выставка в России, ее наверняка бы назвали Выбор Лонги, потому что это тот редкий случай, когда великие мастера выступают не на первых ролях, а как приглашенные на торжества по случаю чествования человека, смахнувшего с них вековую пыль. Зоркий глаз, феноменальная память и, как бы сегодня сказали, инновационный подход позволили Лонги занять особое место в искусствоведческой науке XX века. Он был человеком своего времени, дружил с футуристами и Моранди, но искусство предпочитал классическое. Главной страстью Лонги всю жизнь оставался Караваджо. Ему он посвятил свой первый научный опус в 1911-м, где заявил о совершенном художником стилистическом перевороте в искусстве, и масштабную выставку в палаццо Реале в Милане в 1951 году, после которой о Караваджо и о его последователях вновь заговорили. Они тоже будут на парижской выставке. Библейские сюжеты и страсти, лейтмотивы и символы великого мастера Лонги объяснял просто: «Караваджо стремится к естественности, он хочет быть понятным и человечным, но не гуманистом. Одним словом, он хочет быть народным, популярным художником…» Впрочем, в популяризации любимого художника была и личная заинтересованность: у Лонги собралась великолепная коллекция музейного уровня. В ней, например, шедевр Мальчик, укушенный ящерицей, которым откроется выставка в Музее Жакмар — Андре. Картина нечасто выезжает на гастроли, но в 2015 году для нее сделали исключение. А из Парижа она отправится в ГМИИ им. А.С.Пушкина, где осенью запланирована выставка Караваджо и караваджисты. Не меньше чем Караваджо, увлекался Лонги итальянскими примитивами и особенно Джотто — великим реформатором итальянского искусства XIV века. Среди редких вояжеров на выставке — Святой Лаврентий и Иоанн Богослов из коллекции аббатства Шаали близ Парижа. Об авторстве спорят до сих пор, но Лонги в 1930 году предложил считать, что они принадлежат кисти именно Джотто, который, по его словам, ввел понятие пространства в живопись.

Не скупился Лонги на восторженные эпитеты в адрес еще одного реформатора, уже XV века, — Пьеро делла Франческа. О нем — первая монография, изданная в 1927 году, где, анализируя его картины, в частности Святого Иеронима и донатора, которая будет на выставке, Лонги писал: «При взгляде из прошлого в будущее кажется, что Пьеро предвосхищает и в полной мере реализует девиз далекого Сезанна — „богатство цвета обеспечивает полноту формы“». Искусствоведческие труды Лонги разбирают по словам не только арт-критики всех мастей, но и филологи, выискивая изысканные прилагательные, тонкие каламбуры и метафоры. Караваджо — это «сама жизнь, застигнутая врасплох светом». Так об искусстве мог написать только истинный ­поэт.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+