Париж смотрит на Восток

№31, март 2015
№31
Материал из газеты

На ярмарке Art Paris 2015 чествуют Сингапур и Юго-Восточную Азию

Франк Майер. Автопортрет с черными волосами и голубыми глазами. 2014. Ambacher Contemporary
Франк Майер. Автопортрет с черными волосами и голубыми глазами. 2014. Ambacher Contemporary

Свое место в арт-календа­ре Парижа ярмарка Art Paris искала несколько лет, оставаясь в тени конкурентов. Главный соперник — мощный монстр FIAC, ведь две идентичные ярмарки современного искусства в Гран-пале, пусть и разведенные по времени, французской столице вроде как ни к чему. Для рисунка есть Salon du Dessin, для дизайна — PAD (Paris Art + Design). Кстати, оба проходят в то же время, что и Art Paris, выступают единым фронтом, чтобы заманить коллекционеров в Париж. Любители фотографии съезжаются на Paris Photo, которая год от года становится краше и богаче. На фоне такой конкуренции Art Paris, которую в разные годы клонило то к одному искусству, то к другому, нужно было свое, отличное от других лицо. Определять его пригласили Гийома Пьянса — куратора, набившего руку сначала на FIAC, а затем на Paris Photo, которую он возглавлял вплоть до 2011 года. «Мы европейская ярмарка, которая смотрит на Восток», — задал курс Пьянс. Задача-минимум — открыть неизведанные арт-территории, задача-максимум — доказать, что новое и рынок не взаимоисключающие понятия. Цены на Art Paris демократичнее, чем у конкурентов, а выбор — свободнее.

В отличие от других салонов, у Art Paris есть тема, точнее, направление. Каждый год на ярмарке чествуют одну из стран. После России (2013) и Китая (2014) пришла очередь Сингапура и Юго-Восточной Азии. Подбор приглашенных доверили Иоле Лензи — куратору, постоянно проживающему в Сингапуре. Набралось около десяти сингапурских галерей, представляющих художников из Бирмы, Вьетнама, Камбоджи, Малайзии, Таиланда и Филиппин. Есть тут и отсылки к манга и аниме, и психоделические мотивы, и актуальные сюжеты, как, например, фотографии лидера бирманской оппозиции Аун Сан Су Чжи. Широкому зрителю имена художников известны едва ли, но азиатские коллекционеры, вынюхивающие новые тенденции, уже положили на них свой глаз. Организаторы Art Paris утверждают, что спрос будет только расти.

В основной программе обновился состав участников. Так, в этом году в Гран-пале появится стенд галереи Boisseree из Кельна — уважаемого специалиста по искусству XX века, в частности по графике и живописи второй половины века. Итальянских модернистов (Джорджо Гриффа, Пино Пинелли) представит миланская галерея Luca Tommasi. Среди новичков и галерея «Щукин», базирующаяся в Нью-Йорке с филиалами в Париже и Москве. В их арсенале — дагестанский художник Аладдин Гарунов и представитель неофициального искусства Евгений Рухин. Из галерей, специализирующихся на современном искусстве, добавились Plutschow и Andrés Thalmann из Цюриха, Flowers из Лондона, Tanit, Andreas Binder и Renate Bender из Мюнхена. Всего на Art Paris насчитали 140 галерей-участниц из 20 стран. Новшество 2015 года — сольные выставки Solo Show. Рассыпанные по всей ярмарке, более 30 персональных подборок работ ныне живущих художников с ценником в пределах €20 тыс. Вновь отдельно будут представлены молодые и подающие надежды галеристы в разделе Promesses, а площадка Art Design по традиции будет посвящена взаимоотношениям дизайна и современного искусства. Так, известный французский дизайнер и художник Юбер Ле Галль представит свою инсталляцию, созданную в рамках коллаборации с брендом шампанского Ruinart.

Что касается России, то после тематического выпуска Art Paris 2013 года русское искусство заняло особое, привилегированное место. Традиционный участник Art Paris маститая галерея A. Benamou — V. Maxe на своем стенде представит серию персидских миниатюр 2011 года Айдан Салаховой (€5–10 тыс.) и работы фотохудожницы из Алма-Аты Алмагуль Менлибаевой (€10–50 тыс.). В запасе же у галериста Бенаму имеются AEС + Ф, «Синие носы», Олег Тистол и Виктор Сидоренко.

Нью-йоркская Salamatina Gallery участвует в Art Paris второй раз; по словам владелицы галереи, прошлогодний опыт оказался удачным, а сама ярмарка произвела прекрасное впечатление: понравились и организация, и представленные художники, и публика. В этом году Оксана Саламатина привезет в Париж обнаженных Андрея Шарова (в России он известен как модельер и художник-постановщик, а в США активно приобретают популярность его картины). По словам галеристки, коллекционеры очень любят его «сумасшедший цвет». На Art Paris галерея представит работы Шарова 2014 года — ню, в основе которых знаменитые образы обнаженной женской натуры вроде Большой одалиски Энгра, преобразованные в смелые, яркие цветовые пятна. Средняя цена работ — €5 тыс.

Парижские специалисты по русским галерея Rabouan Moussion выставит Кирилла Челушкина и Дмитрия Цыкалова. Немало русских художников и в арсенале бельгийской NK Gallery: вновь Кирилл Челушкин (до €20 тыс.), Алексей Кострома (€5–10 тыс.) и Александр Погоржельский. Собственно из России приезжают две галереи. Питерская Name Gallery везет в Париж работы Валерия Гриковского (€5 тыс.), Виктора Кузнецова (€5 тыс.), Олега Маслова (до €15 тыс. за сельский пейзаж) и Ольги Тобрелутс (до €30 тыс. за небесный пейзаж). Москву же представляют художники Сергей Герасимов и Юрий Бакрушев, работающие под псевдонимом Юрий Герман (самая дорогая работа — Швейцарский сыр, до €30 тыс., галерея VS Unio), и Сергей Брюханов (€10–20 тыс.).

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+