18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Немного волхвы

«Дары Венеции — Сергею Параджанову»: в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева открылась выставка оммажей великому режиссеру от Татьяны Данильянц.

С Венецией ведь какая штука происходит: пишут о ней и снимают ее постоянно, однако все, точно завороженные, ходят по заколдованному кругу. Описывают одни и те же маршруты. Затрагивают одни и те же темы. Достаточно зайти на любой туристический сайт, заглянуть в любой путеводитель, чтобы заметить хоровод повторений. Карнавал. Маски. Комедия дель арте. Гоцци. Гольдони. Муранское стекло. Кружева. Тинторетто и Тьеполо. Да, еще Казанова! И опять карнавал, маски, кружева, Казанова, а с недавнего времени еще и Бродский. Плюс, конечно же, русский след: Стравинский, Дягилев, Вайль.

Татьяна Данильянц, жизнь которой вот уже 20 лет связана с Венецией, сделала важный шаг в сторону. Она нашла свой собственный, «тайный маршрут», которого никогда не было в реальности, но который, вызванный логикой искусства, кажется теперь очевидным и вполне уместным. Данильянц придумала найти и, хотя бы умозрительно, построить на цокольном этаже Аптекарского приказа Музея архитектуры венецианский дом великого кинорежиссера Сергея Параджанова. С помощью больших фотографий (черно-белых и цветных), а также ассамбляжей, которые автор называет коллажами-витражами, она «исправляет» ошибки истории и биографии режиссера, который был в Венеции всего один раз.

Хотя фильмы Параджанова показывали на Венецианском кинофестивале трижды, сам режиссер, судьба которого не особенно баловала заграничными поездками, оказался в Венеции однажды на десять дней. Татьяна Данильянц рассказывает, что придумала свой проект возле «параджановского дерева» в Ереване, неожиданно внутренним зрением увидев близость параджановской эстетики декоративно-живописному великолепию, которым славится именно Венеция.

Действительно, если даже немного задуматься, Параджанов, ткущий свою красоту из подручных материалов, и Венеция, воплощающая неземную, но при этом весьма конкретную, осязаемую, материальную жизнь вне времени и пространства, выглядят как близнецы-братья, словно бы продолжающие друг друга. Как звенья одной эволюционной цепи. Именно поэтому Татьяна Данильяц выкладывает поверх своих увеличенных фотоизображений гондол и фасадов палаццо разрозненные капли и фигурки муранского стекла, похожие на те, что продаются во всех сувенирных лавках Венеции. Одновременно все эти стеклянные вкрапления отсылают к хрупким композициями и коллажам Параджанова, сделанным из живописного мусора.

В этом зале старинной кладки с мощными сводами Данильянц показывает то, что может понадобиться любому путешественнику: мотаясь по Венеции с фотоаппаратом, она ищет и находит любимому режиссеру еду (картина из траттории, написанная в духе грузинских примитивов), дерево на кампо Санта-Маргарита («для отдыха ведь обязательно нужно дерево»), лодку и, разумеется, дом. Его Данильянц искала дольше всего. Пристрастная, она перебрала массу вариантов. Но, как это обычно бывает в проектах таинственного свойства, дом для Параджанова нашелся совершенно случайно — когда во время очередной прогулки Татьяна наткнулась на стену с мемориальной доской, посвященной основателю венецианской синематеки Франческо Пазинетти. То есть на дом, в котором когда-то показывали фильмы Параджанова и, следовательно, где до сих пор обитает его дух.

Собственно, весь проект Татьяны Данильянц «Дары Венеции — Сергею Параджанову», премьера которого состоялась в Ереванском музее современного искусства и который после Москвы будет показан в Петербурге и Венеции, именно о силе духа, существующего вне каких бы то ни было материальных оснований. На одних только визуальных рифмах и совпадениях, которые сама Данильянц называет «генетическими». Во втором зале художница расположила пять ассамбляжей, основу которых составили ткани, изготовленные по старинным рецептам. Внутрь каждой из этих венецианских стихий вставлена большая стеклянная лупа, подсвеченная изнутри (с испода в каждую композицию упрятан фонарик), точнее, стеклянная линза, исполненная по рисункам Данильянц на одной из муранских мануфактур.

Подлинный художник всегда бесприютен. Мы почти ничего не знаем о Флоренции Андрея Тарковского, подарившей великому режиссеру последнее жилище. Слишком уж поздно смертельно больной Тарковский попал в благословенный город… Всего несколько полароидных снимков… Справедливость и воздаяние обязательно настигают творца (ну или злодея), другое дело, что, порой, справедливость запаздывает. И теперь, благодаря Татьяне Данильянц, мы кое-что понимаем о Венеции Сергея Параджанова, однажды сказавшего, что если бы мир потерял этот город, то он лишился бы сердца. Размышляя о бездомном искуснике, подбирая ему жилище, Данильянц, разумеется, думает и о себе — художнике тонком, изобретательном. Неприкаянном.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+