18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К выставке Рембрандта в Амстердаме воссоздали его поздний шедевр

До Рейксмузеума выставка Поздний Рембрандт с триумфом прошла в лондонской Национальной галерее, совместно с которой организована. Беспрецедентно не только количество собранных поздних работ мастера, начиная с 1651 года и до его смерти в 1669-м (более 100 произведений живописи, рисунков и офортов), но и число мировых музеев, частных собраний и институций, предоставивших своих Рембрандтов. «Идея возникла в 2004 году, и в том, что нам удалось получить согласие практически всех, кому мы отправили запрос, сыграло и то обстоятельство, что выставка пройдет в Амстердаме, где жил и работал Рембрандт», — говорит директор коллекций Рейксмузеума Тако Дибитс. Кстати, в отличие от лондонской выставки, в амстердамскую включены еще четыре работы, в том числе знаменитые Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса из Музея Вальрафа —Рихарца в Кельне, и Портрет Яна Сикса из Коллекции Сикса в Амстердаме. Нет только работ из российских собраний. По словам Дибитса, устроителей интересовало в первую очередь Возвращение блудного сына, но картина оказалась слишком хрупка для транспортировки.

Экспозиция, занявшая практически все крыло Philips Рейксмузеума, выстроена не хронологически, а вокруг нескольких важных тем в позднем творчестве Рембрандта. Они позволяют проследить, как эти последние трагические годы в жизни мастера, с потерей близких, финансовым крахом, стали и временем его самых смелых экспериментов в технике живописи и в графике, высочайшей одухотворенности его образов.

В разделе автопортретов можно проследить эволюция, которую Рембрандт прошел как личность — от уверенного в себе и полного сил 40-летнего мужа (Автопортрет, 1652, Музей истории искусств, Вена) до сломленного невзгодами дряхлого старика, зафиксированного художником без всякой жалости к себе (Автопортрет, 1669, Национальная галерея, Лондон). Рисунки и офорты в разделе Из жизни свидетельствуют, что художник даже в это трагическое для себя время по-прежнему жадно вглядывался в окружающий мир, — здесь и штудии обнаженного тела, и курьезы вроде льва в зверинце, жанровые уличные сценки, нищие и даже зарисовка с разных ракурсов повешенной на площади женщины. В разделе Особенности художественного языка можно увидеть, как даже в заказных портретах с его жесткими рамками Рембрандту удается их преодолевать, достигая исключительной колористической силы и одухотворенности образов. Чему подтверждение — его знаменитые Синдики (1662). Достаточно перейти в зал постоянной экспозиции с Ночным дозором (1642), чтобы понять, какой впечатляющий путь прошел художник в групповом портрете. В Ночном дозоре  главное — движение, единый порыв, объединяющий изображенных там стрелков. Синдики же, в глухих черных костюмах в шляпах, неподвижно сидят за столом. Ничто не должно отвлекать от их лиц и взгляда, обращенного к зрителю.

Рембрандт ни разу не был в Италии и своих учеников отговаривал туда ездить. Однако произведения мастеров Возрождения он неплохо знал и изучал, о чем свидетельствуют картины, рисунки и гравюры в разделе Подражание. В частности, композиция его Юноны (1662–1665) несомненно отсылает к Портрету дамы (Ла Скьявона) (1510–1512) Тициана.

Экспериментам Рембрандта в живописной технике и графике тоже посвящен отдельный большой раздел, куда включена среди прочих его Лукреция (1666), приехавшая из Института искусств в Миннеаполисе. Здесь мастер впервые стал использовать мастихин для наложения краски. А в офортах, по богатству выразительных средств не уступавших его живописи, — сухую иглу для усиления бархатистости штриха. Или только сухую иглу, как в трагически мощной композиции Три креста (1653).

Но главное украшение выставки — Заговор Клаудиуса Цивилиуса (1661–1662). Заказ на написание этой огромной композиции (5,5х5,5 м) для одной из арок галереи ратуши в Амстердаме художнику поручили после внезапной смерти его ученика, которому он был поручен. Сюжет, где вождь батавов (предков нидерландцев) призывает к восстанию против римлян в 69–70-х годах н. э., выбрали, как напоминание голландцам об их героическом прошлом. Картина заказчикам не понравилась — почти монохромная, написанная широкими размашистыми мазками, необычный свет. Ее вернули художнику. Позже она была обрезана, возможно самим Рембрандтом, для продажи частному лицу. Теперь в своем нынешнем размере (196х306 см) она принадлежит Королевской академии изящных искусств и ни разу не покидала Стокгольм с 1969 года. Специально на время выставки Заговор Клаудиуса Цивилиуса реконструировали в той самой арке, восстановив утраченные фрагменты по подготовительному рисунку 1661 года из Мюнхена. Зрелище впечатляющее — жаль, что ненадолго. 

Благодарим за организацию поездки Голландский Альянс.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+