18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К выставке Рембрандта в Амстердаме воссоздали его поздний шедевр

Рембрандт Харменс ван Рейн. Заговор Клаудиуса Цивилиуса. 1661-1662
Рембрандт Харменс ван Рейн. Заговор Клаудиуса Цивилиуса. 1661-1662

До Рейксмузеума выставка Поздний Рембрандт с триумфом прошла в лондонской Национальной галерее, совместно с которой организована. Беспрецедентно не только количество собранных поздних работ мастера, начиная с 1651 года и до его смерти в 1669-м (более 100 произведений живописи, рисунков и офортов), но и число мировых музеев, частных собраний и институций, предоставивших своих Рембрандтов. «Идея возникла в 2004 году, и в том, что нам удалось получить согласие практически всех, кому мы отправили запрос, сыграло и то обстоятельство, что выставка пройдет в Амстердаме, где жил и работал Рембрандт», — говорит директор коллекций Рейксмузеума Тако Дибитс. Кстати, в отличие от лондонской выставки, в амстердамскую включены еще четыре работы, в том числе знаменитые Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса из Музея Вальрафа —Рихарца в Кельне, и Портрет Яна Сикса из Коллекции Сикса в Амстердаме. Нет только работ из российских собраний. По словам Дибитса, устроителей интересовало в первую очередь Возвращение блудного сына, но картина оказалась слишком хрупка для транспортировки.

Экспозиция, занявшая практически все крыло Philips Рейксмузеума, выстроена не хронологически, а вокруг нескольких важных тем в позднем творчестве Рембрандта. Они позволяют проследить, как эти последние трагические годы в жизни мастера, с потерей близких, финансовым крахом, стали и временем его самых смелых экспериментов в технике живописи и в графике, высочайшей одухотворенности его образов.

В разделе автопортретов можно проследить эволюция, которую Рембрандт прошел как личность — от уверенного в себе и полного сил 40-летнего мужа (Автопортрет, 1652, Музей истории искусств, Вена) до сломленного невзгодами дряхлого старика, зафиксированного художником без всякой жалости к себе (Автопортрет, 1669, Национальная галерея, Лондон). Рисунки и офорты в разделе Из жизни свидетельствуют, что художник даже в это трагическое для себя время по-прежнему жадно вглядывался в окружающий мир, — здесь и штудии обнаженного тела, и курьезы вроде льва в зверинце, жанровые уличные сценки, нищие и даже зарисовка с разных ракурсов повешенной на площади женщины. В разделе Особенности художественного языка можно увидеть, как даже в заказных портретах с его жесткими рамками Рембрандту удается их преодолевать, достигая исключительной колористической силы и одухотворенности образов. Чему подтверждение — его знаменитые Синдики (1662). Достаточно перейти в зал постоянной экспозиции с Ночным дозором (1642), чтобы понять, какой впечатляющий путь прошел художник в групповом портрете. В Ночном дозоре  главное — движение, единый порыв, объединяющий изображенных там стрелков. Синдики же, в глухих черных костюмах в шляпах, неподвижно сидят за столом. Ничто не должно отвлекать от их лиц и взгляда, обращенного к зрителю.

Рембрандт ни разу не был в Италии и своих учеников отговаривал туда ездить. Однако произведения мастеров Возрождения он неплохо знал и изучал, о чем свидетельствуют картины, рисунки и гравюры в разделе Подражание. В частности, композиция его Юноны (1662–1665) несомненно отсылает к Портрету дамы (Ла Скьявона) (1510–1512) Тициана.

Экспериментам Рембрандта в живописной технике и графике тоже посвящен отдельный большой раздел, куда включена среди прочих его Лукреция (1666), приехавшая из Института искусств в Миннеаполисе. Здесь мастер впервые стал использовать мастихин для наложения краски. А в офортах, по богатству выразительных средств не уступавших его живописи, — сухую иглу для усиления бархатистости штриха. Или только сухую иглу, как в трагически мощной композиции Три креста (1653).

Но главное украшение выставки — Заговор Клаудиуса Цивилиуса (1661–1662). Заказ на написание этой огромной композиции (5,5х5,5 м) для одной из арок галереи ратуши в Амстердаме художнику поручили после внезапной смерти его ученика, которому он был поручен. Сюжет, где вождь батавов (предков нидерландцев) призывает к восстанию против римлян в 69–70-х годах н. э., выбрали, как напоминание голландцам об их героическом прошлом. Картина заказчикам не понравилась — почти монохромная, написанная широкими размашистыми мазками, необычный свет. Ее вернули художнику. Позже она была обрезана, возможно самим Рембрандтом, для продажи частному лицу. Теперь в своем нынешнем размере (196х306 см) она принадлежит Королевской академии изящных искусств и ни разу не покидала Стокгольм с 1969 года. Специально на время выставки Заговор Клаудиуса Цивилиуса реконструировали в той самой арке, восстановив утраченные фрагменты по подготовительному рисунку 1661 года из Мюнхена. Зрелище впечатляющее — жаль, что ненадолго. 

Благодарим за организацию поездки Голландский Альянс.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+