18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Ставка на фарфор

25 марта в Лондоне состоятся тематические торги аукционного дома MacDougall’s, посвященные русскому фарфору.

Всего 158 лотов, коллекция (имя владельца не раскрывается) фарфоровых фигурок частных русских заводов XIX века. Сообщается, что собрание формировалось на протяжении 15 лет и включает такие знаменитые серии статуэток, как «Волшебный фонарь», «Народы России», а также изделия Гарднера, Попова, Терехова и Киселева и других малых заводов.

Мода на изделия из фарфора пришла в Россию из Европы во второй половине XVIII века, когда следом за Императорским фарфоровым заводом стали появляться и частные мануфактуры. Начинали, как обычно, с копирования западных образцов, прежде всего мейсенского фарфора, но со временем появились и свои сюжеты, и иная, русская стилистика. В XIX веке такая продукция была обязательной частью всех промышленных выставок и необходимой деталью почти любого интерьера.

Фарфоровые статуэтки, причем именно частных русских заводов позапрошлого века, — традиционнейшая для русского коллекционирования тема. Фигурки, например, завода Гарднера собирали и многие современные российские коллекционеры — от Мстислава Ростроповича с Галиной Вишневской до банкира Александра Смоленского. Их продолжают собирать и сейчас: любому коллекционеру живописи трудно устоять перед обаянием фигурок, мотивы которых могли быть почерпнуты из жанровой живописи своего времени. О том же говорят и высокие цены, до £30–40 тыс., которых достигали самые редкие из подобных скульптурок на лондонских торгах Christie’s и Sotheby’s в последние сезоны.

Каталог предстоящего аукциона MacDougall’s привлекает разнообразием выставленного на продажу собрания и демократичными эстимейтами, все лоты оценены в диапазоне от £800 до £20 тыс., причем недорогих работ заметно больше. Так, выполненные на манер Мейсена галантные сцены с дамами и кавалерами, датированные первой половиной XIX века, выставлены с эстимейтами от £1–1,5 тыс. до £6–8 тыс. Забавные гарднеровские лоточники, дворники и половые 1820–1830-х годов обойдутся на аукционе, если не будет сильной конкуренции, в среднем в £2–5 тыс. Такие уличные сюжеты приходят в фарфоровое производство после Отечественной войны 1812 года, когда на фоне патриотических настроений наблюдается всплеск интереса к быту простого народа, уличным сценкам и изображениям крестьян за работой. Завод Гарднера первым в 1818 году начинает выпуск фигурок по мотивам гравюр Капитона Зеленцова для популярного ежемесячного журнала «Волшебный фонарь». Эта серия имела большой успех, и позже тему подхватили другие мануфактуры — в каталоге аукциона есть подобные фигурки середины — второй половины XIX века заводов Попова (лот 82, статуэтка из бисквита «Сидящая крестьянка с ребенком», 1870-е, эстимейт £1,2–1,5 тыс.), Иконникова (лот 85, «Крестьянин за работой», эстимейт £2–3 тыс.), братьев Корниловых (лот 89, «Два крестьянина», 1860–1880-е, эстимейт £3–5 тыс.) и даже Императорского фарфорового завода (лот 71, «Продавец обуви», эпоха Николая I, эстимейт £4–6 тыс.).

В каталоге также представлена другая, не менее известная серия — «Народы России». Источником для нее послужили цветные литографии из одноименного этнографического очерка, опубликованного в 1862 году французским путешественником и этнографом Ф.-Х.Паули. Фигурки выпускались на протяжении всего XIX века многими частными заводами, в том числе мануфактурами Попова и Кузнецова. Тут и донской казак (лот 127, завод Попова, эстимейт £1,2–1,6 тыс.), и охотник, одетый в звериные шкуры (лот 105, мануфактура Гарднера, эстимейт £2,5–3,5 тыс.), и горец в национальной одежде (лот 135, частная мануфактура, эстимейт £1–1,5 тыс.).

Дороже всего оценен диковинный письменный прибор из фарфора в форме избушки, из двери которой выглядывает крестьянка. Этот «кунштюк» мануфактуры Попова выставлен на торги с оценкой £20–30 тыс. (лот 74, на фото).

Листая каталог, можно встретить самые разные изделия и сюжеты. Вот, например, фарфоровая фигурка императора Николая I (лот 146, мануфактура Сипягина, эстимейт £2–3 тыс.), а на соседних страницах — «Обезьяна на лошади» (лот 143, завод Миклашевского, оценка £8–12 тыс.) или фигурка Леонардо да Винчи (лот 140, завод Попова, оценка £6–8 тыс.). А также литературные герои, модники и модницы, пастушки, одалиски и полуодетые барышни. Все, что душе угодно.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+