Дружба художников, оборванная войной

Август Маке. Портрет Франца Марка. 1910. 2. Август Маке. Автопортрет в шляпе. 1909
Август Маке. Портрет Франца Марка. 1910. 2. Август Маке. Автопортрет в шляпе. 1909

Два немецких города, связанных с жизнью и творчеством Августа Маке (1887–1914) и Франца Марка (1880–1916), решили объединить двух художников в одной выставке, чтобы проследить их недолгий, но очень интенсивный диалог. Выставка готовилась четыре года и сначала открылась в Художественном музее Бонна, где работал Маке, а теперь переехала в Мюнхен (родной город Марка) в Городскую галерею Lenbachhaus. Оба художника были молоды, когда встретились в 1910 году: Маке было 23 года, а Марку около 30. Но ни разница в характерах (Маке был экстравертом, а Марк — наоборот), ни различия во взглядах на искусство не помешали сразу же возникшей дружбе. В основу экспозиции легла богатая коллекция боннского музея и мюнхенской галереи, а с учетом еще и того, что дали другие музеи и коллекционеры, удалось собрать около 200 произведений, начиная с 1910 года и до гибели призванного в армию Маке в самом начале Первой мировой (Марк погиб на фронте в 1916-м). Девять тематических разделов выставки параллельно исследуют их творчество в эти четыре довоенных года, часто совпадающее с освоением кубизма, фовизма и футуризма или экспериментов с цветом и экспрессией формы в период их участия в объединении «Синий всадник», основанном в 1911 году в Мюнхене. Символична в этом контексте и единственная совместная работа Маке и Марка — фреска Рай, написанная в 1912 году прямо на стене мастерской Маке. Ей посвящен отдельный раздел.

«Но дружба и духовная близость не означали, что они видели мир одинаково», — говорит Аннегрет Хоберг, куратор Lenbachhaus. Маке писал городские виды, и людей, оставаясь верным фигуративизму; Марк, в своих неизменных темах с животными на фоне условной природы, все больше тяготел к абстракции. Наметившееся расхождение видно в последнем разделе, где живопись Маке по мотивам акварелей и фотографий, сделанных во время его путешествия с Паулем Клее в Тунис, соседствуют с абстракциями Марка. Здесь же богатый архивный материал периода общения художников, включающий, помимо писем, фотографий, карикатур, открыток и рукодельных подарков друг другу, почти незнакомые публике их эскизы росписей керамики и тканей. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+