18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Надзирать и показывать

Фото предоставлено пресс-службой АНО "Пермь-36"
Фото предоставлено пресс-службой АНО "Пермь-36"

Музей истории политических репрессий «Пермь-36» становится местом памяти сотрудников ГУЛАГа.

Автономная некоммерческая организация «Пермь-36» заявила о прекращении своей деятельности. «Все возможности АНО „Пермь-36“ выстроить партнерство власти и общественности в этом вопросе исчерпаны», — говорится в официальном заявлении, опубликованном на сайте организации.

Проблемы между создателями музея и краевыми властями начались полтора года назад. До этого времени Музей истории политических репрессий «Пермь-36» был государственно-общественным партнерством. Краевое Министерство культуры содержало его инфраструктуру, АНО создавало содержание — начиная с экскурсий и заканчивая Международным гражданским форумом «Пилорама». После смены губернатора и отъезда из Перми Марата Гельмана началось сворачивание культурных проектов. Под зачистку попала «Пилорама», которая проводилась на территории музея, а затем власти решили разделаться и с самой «Пермью-36».

«Пермь-36» — неофициальное название советской исправительно-трудовой колонии строгого режима для осужденных за «особо опасные государственные преступления» в поселке Кучино в 120 км от Перми. С середины 1970-х в колонии содержались осужденные по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде». Здесь отбывали сроки диссиденты Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Василь Стус (погиб в заключении) и другие политзаключенные. Лагерь был официально закрыт в 1988 году. Спустя четыре года пермский историк Виктор Шмыров придумал создать на его месте музей. В 1996 году Музей истории политических репрессий «Пермь-36» принял первых посетителей.

В начале 2014 года краевой Минкульт в одностороннем порядке принял решение создать вместо автономного государственного учреждения культуры «Пермь-36» бюджетное. Сами общественники узнали о планах властей из прессы. Поднялась волна негодования, краевые власти согласились сделать директором новой структуры Татьяну Курсину (ранее — исполнительный директор АНО «Пермь-36»). Однако через два месяца глава местного Министерства культуры Игорь Гладнев уволил ее с формулировкой «неэффективный менеджер» и назначил директором музея своего заместителя Наталью Семакову.

Начался этап длительных переговоров между правлением АНО «Пермь-36», в которое входили Сергей Ковалев, Арсений Рогинский, Александр Даниэль, Алексей Симонов, и властями Пермского края. Однако все они закончились безрезультатно. В итоге правление АНО «Пермь-36» приняло решение о самоликвидации. «Не имея возможностей для выполнения уставных целей и понимая бесперспективность дальнейших переговоров, правление АНО „Пермь-36“ приняло решение о прекращении деятельности АНО и начале процедуры ликвидации общественной организации», — говорится в официальном заявлении.

Другая причина самоликвидации АНО: Минкульт, вопреки достигнутым ранее договоренностям о внесудебном решении спорных вопросов, возбудил несколько арбитражных исков к АНО «Пермь-36». Через суд с общественников взыскивают порядка 2 млн руб. — пеня за несвоевременную передачу имущества государственному музею и компенсация за нарушения при содержании имущественного комплекса.

Фонды, коллекцию, архив, библиотеку правление АНО «Пермь-36» планирует передать на депозитное хранение профильным организациям: Международному обществу «Мемориал», Сахаровскому центру и Государственному музею истории ГУЛАГа в Москве.

Дальнейшая судьба музея «Пермь-36» остается под вопросом. Еще летом прошлого года чиновники заявляли о создании на базе бывшего лагеря политзаключенных музея не только ГУЛАГа, но всех политических репрессий в стране, начиная со времен Бориса Годунова. «Был музей жертв политических репрессий: диссидентов, правозащитников, — будет музей врагов народа: шпионов, предателей, военных преступников, бандеровцев и тому подобных. На многих стендах будут рассказывать о том, каких подонков содержали здесь. Ну и немного будет про диссидентов — не то чтобы как о разновидности подонков, но, при перечислении, в их ряду. Раньше идеологию музея фактически определял московский „Мемориал“ — теперь идеологию музея фактически будет определять пермский ГУФСИН (Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний. — TANR)», — считает председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

Первая выставка музея после его перехода под контроль государства будет посвящена средствам охраны и способам содержания заключенных, сообщил интернет-газете «Грани.ру» член правления общества «Мемориал» Александр Калих. «Теперь это музей о лагерной системе, но не о политических заключенных», — уверен Виктор Шмыров, директор АНО «Пермь-36».

«АНО „Пермь-36“ рассказывала со стороны политзаключенных и очень редко обращалась к сотрудникам ГУФСИНа, и бывшие охранники были в некотором роде обижены. Я понимаю, что нас сейчас обвиняют в том, что мы стали слушать только сотрудников ФСИН, но это не так. Наша задача — быть своеобразным буфером между охранниками и заключенными. В своих выставках мы будем смотреть в обе стороны: отображать и историю пенитенциарной системы, и судьбу политзаключенных», — заявила порталу «59.ru» Елена Мамаева, куратор выставочной деятельности музея «Пермь-36».

При этом руководство музея информацию о выставке, посвященной средствам охраны и способам содержания заключенных, опровергает. По словам директора музея «Пермь-36» Натальи Семаковой, в ближайших планах музея выставка экспонатов тюремной библиотеки, выставки, посвященные Великой Отечественной войне, а также мемориальный проект, приуроченный к 100-летию Александра Солженицына.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+