18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Надзирать и показывать

Музей истории политических репрессий «Пермь-36» становится местом памяти сотрудников ГУЛАГа.

Автономная некоммерческая организация «Пермь-36» заявила о прекращении своей деятельности. «Все возможности АНО „Пермь-36“ выстроить партнерство власти и общественности в этом вопросе исчерпаны», — говорится в официальном заявлении, опубликованном на сайте организации.

Проблемы между создателями музея и краевыми властями начались полтора года назад. До этого времени Музей истории политических репрессий «Пермь-36» был государственно-общественным партнерством. Краевое Министерство культуры содержало его инфраструктуру, АНО создавало содержание — начиная с экскурсий и заканчивая Международным гражданским форумом «Пилорама». После смены губернатора и отъезда из Перми Марата Гельмана началось сворачивание культурных проектов. Под зачистку попала «Пилорама», которая проводилась на территории музея, а затем власти решили разделаться и с самой «Пермью-36».

«Пермь-36» — неофициальное название советской исправительно-трудовой колонии строгого режима для осужденных за «особо опасные государственные преступления» в поселке Кучино в 120 км от Перми. С середины 1970-х в колонии содержались осужденные по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде». Здесь отбывали сроки диссиденты Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Василь Стус (погиб в заключении) и другие политзаключенные. Лагерь был официально закрыт в 1988 году. Спустя четыре года пермский историк Виктор Шмыров придумал создать на его месте музей. В 1996 году Музей истории политических репрессий «Пермь-36» принял первых посетителей.

В начале 2014 года краевой Минкульт в одностороннем порядке принял решение создать вместо автономного государственного учреждения культуры «Пермь-36» бюджетное. Сами общественники узнали о планах властей из прессы. Поднялась волна негодования, краевые власти согласились сделать директором новой структуры Татьяну Курсину (ранее — исполнительный директор АНО «Пермь-36»). Однако через два месяца глава местного Министерства культуры Игорь Гладнев уволил ее с формулировкой «неэффективный менеджер» и назначил директором музея своего заместителя Наталью Семакову.

Начался этап длительных переговоров между правлением АНО «Пермь-36», в которое входили Сергей Ковалев, Арсений Рогинский, Александр Даниэль, Алексей Симонов, и властями Пермского края. Однако все они закончились безрезультатно. В итоге правление АНО «Пермь-36» приняло решение о самоликвидации. «Не имея возможностей для выполнения уставных целей и понимая бесперспективность дальнейших переговоров, правление АНО „Пермь-36“ приняло решение о прекращении деятельности АНО и начале процедуры ликвидации общественной организации», — говорится в официальном заявлении.

Другая причина самоликвидации АНО: Минкульт, вопреки достигнутым ранее договоренностям о внесудебном решении спорных вопросов, возбудил несколько арбитражных исков к АНО «Пермь-36». Через суд с общественников взыскивают порядка 2 млн руб. — пеня за несвоевременную передачу имущества государственному музею и компенсация за нарушения при содержании имущественного комплекса.

Фонды, коллекцию, архив, библиотеку правление АНО «Пермь-36» планирует передать на депозитное хранение профильным организациям: Международному обществу «Мемориал», Сахаровскому центру и Государственному музею истории ГУЛАГа в Москве.

Дальнейшая судьба музея «Пермь-36» остается под вопросом. Еще летом прошлого года чиновники заявляли о создании на базе бывшего лагеря политзаключенных музея не только ГУЛАГа, но всех политических репрессий в стране, начиная со времен Бориса Годунова. «Был музей жертв политических репрессий: диссидентов, правозащитников, — будет музей врагов народа: шпионов, предателей, военных преступников, бандеровцев и тому подобных. На многих стендах будут рассказывать о том, каких подонков содержали здесь. Ну и немного будет про диссидентов — не то чтобы как о разновидности подонков, но, при перечислении, в их ряду. Раньше идеологию музея фактически определял московский „Мемориал“ — теперь идеологию музея фактически будет определять пермский ГУФСИН (Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний. — TANR)», — считает председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

Первая выставка музея после его перехода под контроль государства будет посвящена средствам охраны и способам содержания заключенных, сообщил интернет-газете «Грани.ру» член правления общества «Мемориал» Александр Калих. «Теперь это музей о лагерной системе, но не о политических заключенных», — уверен Виктор Шмыров, директор АНО «Пермь-36».

«АНО „Пермь-36“ рассказывала со стороны политзаключенных и очень редко обращалась к сотрудникам ГУФСИНа, и бывшие охранники были в некотором роде обижены. Я понимаю, что нас сейчас обвиняют в том, что мы стали слушать только сотрудников ФСИН, но это не так. Наша задача — быть своеобразным буфером между охранниками и заключенными. В своих выставках мы будем смотреть в обе стороны: отображать и историю пенитенциарной системы, и судьбу политзаключенных», — заявила порталу «59.ru» Елена Мамаева, куратор выставочной деятельности музея «Пермь-36».

При этом руководство музея информацию о выставке, посвященной средствам охраны и способам содержания заключенных, опровергает. По словам директора музея «Пермь-36» Натальи Семаковой, в ближайших планах музея выставка экспонатов тюремной библиотеки, выставки, посвященные Великой Отечественной войне, а также мемориальный проект, приуроченный к 100-летию Александра Солженицына.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+