18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главная антикварная ярмарка Старого Света на этот раз классикой не ограничится

Забрести на TEFAF случайно или из любопытства невозможно: городок Маастрихт на юге Голландии не богат туристическими достопримечательностями, да и добираться до него не очень удобно — три часа на поезде от Амстердама или Брюсселя. Эта ярмарка, несомненно, — для настоящих знатоков и серьезных коллекционеров, нацеленная на содержание, а не на светский блеск. Организаторы TEFAF всячески это подчеркивают: здесь не тратятся на именитых дизайнеров, оформление из года в год отличается разве что оттенком тюльпанов. Кроме того, ярмарка славится строгостью отборочной комиссии из полутора сотен экспертов: на некоторых этикетках можно заметить безапелляционные исправления, сделанные шариковой ручкой в последний момент. Спорить с экспертами бессмысленно, но именно за этим, за качеством и аутентичностью, сюда и приезжают коллекционеры и музейные кураторы со всего мира.

Ярмарка огромна, и, чтобы обойти ее всю, потребуется дня два или три. И в этот раз ( с 13 по 22 марта) целых 300 галерей из 20 стран предложат искусство всех периодов и жанров — от артефактов Древнего мира до дизайна ХХ века. Галерея Salomon Lilian из Амстердама выставит Портрет императора Сервия Сульпиция Гальбы Рубенса, лондонская Weiss Gallery — парные мужской и женский портреты кисти фламандца Франца Пурбюса Младшего, работавшего при дворе Генриха Наваррского (того самого, которому принадлежит фраза «Париж стоит мессы»). Среди книжных раритетов — Большой атлас в 12-ти томах, изданный известным картографом Йоханнеса Блау в Амстердаме в 1663 году (галерея Crouch Rare Books просит за него €1 млн). Атлас включает почти 600 гравированных листов с картами, планами и городскими видами, с обязательными красочными картушами и изображениями аллегорических фигур, кораблей и аборигенов. Издавался он на латыни, французском (этот вариант выставлен на ярмарке), голландском, немецком и испанском и часто преподносился как дипломатический подарок членам королевских фамилий.
Небольшой молитвенник в экспозиции галереи Les Enluminures — необычный пример сочетания в одном издании гравированных и вручную иллюминированных листов. Большая часть иллюстраций — гравюры Альбрехта Дюрера из серии Страсти (1507–1512), а также работы граверов Генриха Альдегревера, Иоганна Вирикса, Криспина ван де Пассе Старшего. Возможно, изначально это была небольшая коллекция гравюр, которую в 1600-е собрали в книгу и дополнили рукописными листами. Хит в разделе мебели — французский комод середины XVIII века мастера Адриена Делорма (галерея Aveline, Париж). Рокайльный корпус украшен маркетри из розового дерева и амаранта, массивными бронзовыми завитками. Примечателен и провенанс этой вещи (€1,5 млн): с XIX века и до 1940-х годов она принадлежала семейству Ротшильдов.

Отдельный раздел ярмарки — TEFAF Paper — посвящен гравюрам, рисункам, фотографии. Среди лотов — крупный карандашный рисунок Густава Климта Девушка в меховом пальто (галерея Arnoldi-Livie), опубликованный в ряде монографий о художнике. В секции графики в этом году будет и музейная выставка — 28 рисунков художников от Ренессанса до наших дней предоставлены Музеем Тейлера в Харлеме, старейшим в Голландии. Среди экспонатов — рисунки Микеланджело, Рафаэля, Ватто, Рембрандта, наших современников Джузеппе Пеноне, Марлен Дюма и — неожиданность — Павла Пепперштейна. Вообще русское искусство представлено на TEFAF эпизодически, с русскими покупателями здесь почти никто не заигрывает, возможно потому, что «русские деньги» на старых мастеров и на импрессионистов тратятся очень даже охотно. А иконы или «безделушки» Фаберже (их традиционно представляют два старейших продавца марки — лондонская Wartski и нью-йоркская A La Vieille Russie) интересуют публику международную. Отдельная экспозиция русской графики будет разве что у лондонского дилера Джеймса Баттервика. Одна из топовых здесь вещей — гуашь Любови Поповой 1917 года с провенансом из коллекции Георгия Костаки (€1 млн).

Современное искусство на антикварных ярмарках обычно на правах падчерицы, но реалии арт-рынка заставляют с ним считаться. В качестве разумного компромисса на TEFAF ввели в этом году новый раздел — Night Fishing (Ночная рыбалка). Название отсылает как к способу рыбной ловли, так и к картине Пабло Пикассо из собрания МоМА в Нью-Йорке Ночная рыбалка в Антибе. Курировать раздел пригласили Сидни Пикассо — искусствоведа и коллекционера, дальнюю родственницу художника. Сидни сосредоточилась на скульптуре, которая так или иначе переосмысливает классический канон. Отобранные ею десять галерей представят моновыставки художников второй половины ХХ — начала XXI века, что должно помочь зрителю сопоставить современные объекты с историческими и лучше понять те и другие.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+