18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главная антикварная ярмарка Старого Света на этот раз классикой не ограничится

Забрести на TEFAF случайно или из любопытства невозможно: городок Маастрихт на юге Голландии не богат туристическими достопримечательностями, да и добираться до него не очень удобно — три часа на поезде от Амстердама или Брюсселя. Эта ярмарка, несомненно, — для настоящих знатоков и серьезных коллекционеров, нацеленная на содержание, а не на светский блеск. Организаторы TEFAF всячески это подчеркивают: здесь не тратятся на именитых дизайнеров, оформление из года в год отличается разве что оттенком тюльпанов. Кроме того, ярмарка славится строгостью отборочной комиссии из полутора сотен экспертов: на некоторых этикетках можно заметить безапелляционные исправления, сделанные шариковой ручкой в последний момент. Спорить с экспертами бессмысленно, но именно за этим, за качеством и аутентичностью, сюда и приезжают коллекционеры и музейные кураторы со всего мира.

Ярмарка огромна, и, чтобы обойти ее всю, потребуется дня два или три. И в этот раз ( с 13 по 22 марта) целых 300 галерей из 20 стран предложат искусство всех периодов и жанров — от артефактов Древнего мира до дизайна ХХ века. Галерея Salomon Lilian из Амстердама выставит Портрет императора Сервия Сульпиция Гальбы Рубенса, лондонская Weiss Gallery — парные мужской и женский портреты кисти фламандца Франца Пурбюса Младшего, работавшего при дворе Генриха Наваррского (того самого, которому принадлежит фраза «Париж стоит мессы»). Среди книжных раритетов — Большой атлас в 12-ти томах, изданный известным картографом Йоханнеса Блау в Амстердаме в 1663 году (галерея Crouch Rare Books просит за него €1 млн). Атлас включает почти 600 гравированных листов с картами, планами и городскими видами, с обязательными красочными картушами и изображениями аллегорических фигур, кораблей и аборигенов. Издавался он на латыни, французском (этот вариант выставлен на ярмарке), голландском, немецком и испанском и часто преподносился как дипломатический подарок членам королевских фамилий.
Небольшой молитвенник в экспозиции галереи Les Enluminures — необычный пример сочетания в одном издании гравированных и вручную иллюминированных листов. Большая часть иллюстраций — гравюры Альбрехта Дюрера из серии Страсти (1507–1512), а также работы граверов Генриха Альдегревера, Иоганна Вирикса, Криспина ван де Пассе Старшего. Возможно, изначально это была небольшая коллекция гравюр, которую в 1600-е собрали в книгу и дополнили рукописными листами. Хит в разделе мебели — французский комод середины XVIII века мастера Адриена Делорма (галерея Aveline, Париж). Рокайльный корпус украшен маркетри из розового дерева и амаранта, массивными бронзовыми завитками. Примечателен и провенанс этой вещи (€1,5 млн): с XIX века и до 1940-х годов она принадлежала семейству Ротшильдов.

Отдельный раздел ярмарки — TEFAF Paper — посвящен гравюрам, рисункам, фотографии. Среди лотов — крупный карандашный рисунок Густава Климта Девушка в меховом пальто (галерея Arnoldi-Livie), опубликованный в ряде монографий о художнике. В секции графики в этом году будет и музейная выставка — 28 рисунков художников от Ренессанса до наших дней предоставлены Музеем Тейлера в Харлеме, старейшим в Голландии. Среди экспонатов — рисунки Микеланджело, Рафаэля, Ватто, Рембрандта, наших современников Джузеппе Пеноне, Марлен Дюма и — неожиданность — Павла Пепперштейна. Вообще русское искусство представлено на TEFAF эпизодически, с русскими покупателями здесь почти никто не заигрывает, возможно потому, что «русские деньги» на старых мастеров и на импрессионистов тратятся очень даже охотно. А иконы или «безделушки» Фаберже (их традиционно представляют два старейших продавца марки — лондонская Wartski и нью-йоркская A La Vieille Russie) интересуют публику международную. Отдельная экспозиция русской графики будет разве что у лондонского дилера Джеймса Баттервика. Одна из топовых здесь вещей — гуашь Любови Поповой 1917 года с провенансом из коллекции Георгия Костаки (€1 млн).

Современное искусство на антикварных ярмарках обычно на правах падчерицы, но реалии арт-рынка заставляют с ним считаться. В качестве разумного компромисса на TEFAF ввели в этом году новый раздел — Night Fishing (Ночная рыбалка). Название отсылает как к способу рыбной ловли, так и к картине Пабло Пикассо из собрания МоМА в Нью-Йорке Ночная рыбалка в Антибе. Курировать раздел пригласили Сидни Пикассо — искусствоведа и коллекционера, дальнюю родственницу художника. Сидни сосредоточилась на скульптуре, которая так или иначе переосмысливает классический канон. Отобранные ею десять галерей представят моновыставки художников второй половины ХХ — начала XXI века, что должно помочь зрителю сопоставить современные объекты с историческими и лучше понять те и другие.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
7
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+