Куда подевались все мужчины?

№31, март 2015
№31
Материал из газеты

Выставки самых знаменитых художниц XX и XXI веков

Луиз Буржуа внутри своего Логова-ширмы. 1986
Луиз Буржуа внутри своего Логова-ширмы. 1986

Одновременно две выставки Луиз Буржуа (1911–2010) проходят сейчас в Стокгольме и в Мюнхене. В Музее модернизма Стокгольма под красноречивым названием Я была в аду и вернулась обратно (до 17 мая) показывают 100 ее скульптур. Эти работы воплощают главные темы Буржуа: детские травмы, безотчетная тревога, секс и материнство. Выставка Структуры экзистенции. Клетки в Доме искусств в Мюнхене (до 2 августа) сфокусирована на серии Клетки, которую Буржуа начала в 1980-х. Серия представляет замкнутые архитектурные пространства, внутри которых заключены самые разные объекты: человеческие фигуры, абстрактные формы. Тем самым художница четко разграничивает свой внутренний мир и внешнее пространство, одновременно создавая сильное эмоциональное поле вокруг каждого из этих объектов.

Современное искусство сделало все, чтобы избавиться от фигуративной живописи, но она вернулась и, кажется, надолго. Тому подтверждение и мировой успех художницы южноафриканского происхождения Марлен Дюма, работающей в жанре портрета. В 2008 году на Sotheby’s одна из ее картин ушла за $6,5 млн — рекордную сумму за работу живущей женщины-художника. Ее выставки проходят в самых престижных музеях мира. Теперь ее ретроспектива Образ как бремя после Стеделейк-музея в Амстердаме переехала в Тейт Модерн в Лондоне (до 10 мая), чтобы после отправиться в Фонд Бейелера в Базель (31 мая — 6 сентября).

После выставки в Тейт Модерн в 2011 году работы американского фотографа Тарин Саймон, переместились в Париж, в Музей Же-де-Пом (до 17 мая). Там пять серий, в том числе и принесшая ей международную славу, — Невиновные (2003), рассказывающая историю людей, сидевших в тюрьме за преступления, которых не совершали.

Выставка Ники де Сен-Фалль в Музее Гуггенхайма в Бильбао (до 7 июня), вновь возвращает нас к феминистскому дискурсу в ее искусстве. Около 200 произведений, представляющих ее творчество, начиная со знаменитых хеппенингов 1960-х (Расстрелянные картины), предоставлены несколькими европейскими музеями.

В Музее современного искусства в Чикаго — первая большая ретроспектива колумбийской художницы Дорис Сальседо (до 24 мая). Все запомнили ее работу Шибболет 2007 в Турбинном зале Тейт Модерн в 2007 году — глубокую трещину в полу длиной 167 м. Вот уже 30 лет она исследует природу политического насилия, иммиграции, расовой ненависти и социального неравенства, используя для этого самые обычные материалы, такие как предметы мебели или одежда. Например, ее работа Немая молитва (2008–2010), сделанная из нагроможденных друг на друга столов и травы, пробивающейся сквозь щели, посвящена молодым людям, гибнущим в криминальных пригородах Лос-Анджелеса. Выставка затем отправится в Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (26 июня — 12 октября), а после в Художественный музей Переса в Майами (6 мая — 23 октября 2016 года).

Обнаженный портрет американской художницы Линды Бенглис с фаллоимитатором, который был опубликован в 1974 году в журнале Artforum, вызвал невероятный скандал. Сама художница сказала, что таким образом она отреагировала на доминирование мужчин в искусстве. Спустя 40 лет эта фотография представлена как точка отсчета феминистского дискурса в истории искусства на первой большой британской ретроспективе Линды Бенглис в одном из новейших музеев Соединенного Королевства — Hepworth Wakefield (до 5 июля). В экспозиции около 50 работ 74-летней художницы, от ее знаменитых органических скульптур 1960–1970-х годов из латекса или пенящегося полиуретана с добавлением пигментов и смолы (журнал Life назвал ее тогда «наследницей Поллока») до впервые представленных на обозрение работ из бумаги и керамики. Видео и фотографии там тоже присутствуют.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
7
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+