18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три самые интересные выставки недели

Парижский русский художник Николай Тархов в московской галерее «Наши художники», советский дизайн в Музее архитектуры им. А.В.Щусева, космос и художники в Государственном центре современного искусства.


Художник Николай Тархов (1871–1930) практически всю жизнь после отъезда из России в 1899 году прожил в Париже, из-за чего долгое время оставался почти неизвестным российскому зрителю. Первая большая ретроспектива мастера прошла в Третьяковской галерее 12 лет назад при участии галереи «Наши художники», которая теперь представила публике 40 его работ разных периодов из частных собраний. Париж в начале ХХ века был художественной столицей мира, где возникали все главные направления в искусстве. И Тархов не мог пройти ни мимо импрессионизма, ни мимо постимпрессионизма с фовизмом, сохранив при этом свою индивидуальность и оставаясь русским художником. Его картины всегда написаны с чувством, цветовая палитра ярка и насыщенна («Конфетти. Праздничный вихрь», 1904–1905; «Наш двор», 1911). Тархов активно участвовал в выставках Салона независимых и Осеннего салона в Париже, его работы оценил легендарный маршан Амбруаз Воллар, устроивший первую персональную выставку художника в 1906 году. Но Тархов не терял и связей с родиной: участвовал в выставках Союза русских художников, в 1910-м прошла его персональная выставка в Петербурге. А с тем, как высоко ценили творчество Тархова ведущие отечественные критики начала ХХ века Александр Бенуа и Сергей Маковский, можно ознакомиться в каталоге выставки.


Выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму. 1820-е — 1960-е», подготовленная московской галереей «Эритаж» к своему 7-летию и открывшаяся в Музее архитектуры им. А.В.Щусева, представляет уникальные образцы отечественного дизайна, сыгравшего важную роль в европейском промышленном искусстве ХХ века. В экспозиции — редкие предметы мебели, среди которых выполненные по проекту классика советской архитектуры Бориса Иофана для построенного по его же проекту «Дома на набережной» (1927–1931), агитационная мебель 1930-х (гарнитур по проекту архитектора Игоря Крестовского для дома-коммуны «Хлеба коммунизма» в Смоленске), мебель 1930-х годов по проекту Николая Лансере для Музея В.И.Ленина в Ленинграде. Сталинский ампир представляют среди прочего кресло-трансформер и радиола, изготовленные по заказу Театра оперы и балета им. С.М.Кирова (Мариинского) в Ленинграде в качестве подарка председателю Верховного Совета СССР Михаилу Калинину, а стиль времени оттепели — работы дизайнеров 1950–1960-х годов, продолживших традиции авангарда начала ХХ века. Всего в экспозиции — более 200 экспонатов из музейных и частных собраний, многие из которых зритель увидит впервые.


Выставка «Возможность полета» продолжает серию показов новых поступлений в собрание ГЦСИ, на этот раз представив работы современных художников на тему космоса и его философского осмысления выдающимися российскими учеными: Константином Циолковским, Александром Чижевским, Владимиром Вернадским. Работы в разных жанрах и техниках, включенные в экспозицию, свидетельствуют о том, что большая космическая тема русского авангарда в лице в первую очередь Василия Чекрыгина, Владимира Татлина и Казимира Малевича не потеряла своей притягательности и для современных художников. Экспозиция построена как диалог двух пространств — искусственной цивилизации и мира природного. Техногенный мир представлен, в частности, в живописи Сергея Шутова, в конструктивной архитектонике Сергея Резникова и мерцающих объектах Франциско Инфантэ, в монохромной живописи Константина Батынкова и иронических инсценировках группы «Синие носы». Мир природных форм представлен геометрическими абстракциями одного из лидеров неофициального искусства 1960–1980-х Эдуарда Штейнберга, картинами Эрика Булатова, графикой Владимира Башлыкова, рисунками и видео Нины Котел.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+