Искусство в один клик

JORDAN MANSFIELD / GETTY IMAGES
JORDAN MANSFIELD / GETTY IMAGES

Онлайн-аукционы, галереи и арт-ярмарки — стоит ли покупать работы в Интернете и какое будущее ждет этот бурно развивающийся сектор рынка?

На сегодняшний день отмечается всплеск активности интернет-продаж. За последние десять лет в электронные площадки продаж были инвестированы десятки миллионов долларов. К примеру, венчурный фонд Founder Collective совместно с принадлежащей Chanel частной инвестиционной компанией Mousse Partners в мае 2011 года вложили $4 млн в торгующий произведениями искусства онлайн-ресурс Paddle8, а стартовавший в марте 2011 года сайт Artspace в сумме получил $3,6 млн: $1,2 млн были собраны частными инвесторами к моменту запуска, еще $2,5 млн прибавилось к ним в январе 2012-го.

Товары массового потребления — одежду, книги, бытовую технику и электронику — покупают через Интернет весьма охотно, однако желающих выложить здесь кругленькую сумму с шестью нулями за уникальное произведение искусства находится немного. Поэтому новое поколение онлайн-галерей и ярмарок прежде всего ориентируется на средний класс, стремясь увеличить продажи сравнительно недорогих работ.

Некоторые из виртуальных торговых площадок работают напрямую, позволяя посетителям купить понравившуюся работу одним щелчком мыши; при этом сайт получает процент от сделки. Другие основаны на клубном принципе: арт-дилеры платят вступительный взнос, причем на некоторых ресурсах он сопровождается определенными доплатами — фиксированным процентом с прибыли или арендой виртуального стенда. Третьи выступают посредниками между дилерами и потенциальными покупателями, получая процент с продаж. Основную часть прибыли для большинства из них обеспечивают страны с развивающейся рыночной экономикой, где за последние годы резко возрос спрос на искусство, или страны, где оно считается предметом роскоши, — как, например, в Китае, который, по прогнозам британской исследовательской компании Euromonitor, к 2017 году должен стать вторым в мире, после США, потребителем товаров класса люкс. «Торговля искусством онлайн — следующий этап расширения рынка роскоши в Сети», — считает председатель правления, исполнительный вице-президент и один из основателей сайта Artspace Кристофер Врум.

Конечно, не у всех дела идут удачно. Так, в марте 2011 года британский аукционный дом Auction Atrium официально прекратил свою деятельность и был вынужден распродать активы, поскольку его долги достигли 6-значных чисел. Тем не менее предприниматели настроены весьма оптимистично. «В этом секторе рынка сравнительно немного компаний, чья коммерческая деятельность оказывается малоэффективной, — говорит один из основателей ArtStack Эзра Конвиц. — Я надеюсь, что мы принадлежим к счастливому большинству».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+