18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Одно дело рококо во Франции, и совсем другое — в Южной Германии

№30
Материал из газеты

Первая за 30 лет большая выставка этого стиля в его баварской версии

Стиль рококо с трудом поддается периодизации, что, впрочем, не мешает сразу же его узнать: прихотливый растительный орнамент без единой прямой линии, экзотические фантазийные сюжеты с китайцами, турками и обезьянками, ракушки, принимающие самые причудливые очертания. Рококо, получивший распространение больше в декоративно-прикладном искусстве и в оформлении интерьеров, чем в живописи и архитектуре, появился в Париже в первой половине XVIII века, когда на престол вступил 5-летний Людовик XV (1715–1774) под опекой регента Филиппа Орлеанского. Поэтому рококо называют еще и стилем Регентства. С восшествием юного короля на престол двор перестал соблюдать чопорный этикет, введенный Людовиком XIV в Версале, чтобы предаться утонченным наслаждениям в своих роскошных парижских особняках.

Кокетливо-изящный новый стиль стал проникать и в другие страны. В Германию его привез из Парижа курфюрст Максимилиан II (1662–1726). Вернувшись в 1714 году в Баварию, он отправил своих придворных художников на обучение к главному представителю нового стиля Жермену Боффрану.

Однако в отличие от фран­цузского, «будуарного» рококо, его немецкая версия в Южной Германии нашла свое монументальное воплощение главным образом в церковной архитектуре и ее интерьерах. Между 1700 и 1780 годами в Баварии, Швабии и Франконии как минимум 200 церквей обрели рокайльный облик. Здесь работали целые артели (часто семейные) из декораторов, скульпторов, художников, а иногда и архитекторов. Самые ответственные заказы выполняли обосновавшиеся в Мюнхене братья Азам: Космас Дамиан, работавший как живописец и скульптор, и Эгид Квирин, работавший больше как архитектор. Особенно много семейных артелей образовалось в баварском местечке Вес­собрун. Мастера превратили местные монастыри, паломнические и приходские церкви в пространства, наполненные светом и бело-золотыми небесами, напоминающими взбитые сливки. Выставка в Кунстхалле Мюнхена — первый столь полный показ баварского рококо за последние 30 лет. Он стал возможен из-за недавнего закрытия на реставрацию ряда церквей в Баварии, что позволило получить никогда не покидавшие эти храмы произведения. Причем многие из 160 экспонатов, как, например, раскрашенные скульптуры из дерева и гипса Иоганна Баптиста Штрауба, Игнаца Гюнтера и других мастеров, большие алтарные композиции, настолько хрупки, что вряд ли их когда-нибудь еще куда-то повезут. Так что эта выставка — редкий шанс увидеть баварское рококо в одном месте во всем его великолепии. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+