18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Квадратный корень авангардного искусства

№30
Материал из газеты

Галерея Whitechapel решила проследить весь путь геометрической абстракции

Надежда умирает в сердце черного квадрата. «Эта элементарная форма стала  матрицей, принимающей самые разные формы», — говорит Ивона Блазвик, директор и сокуратор (вместе с Магнусом Петерсоном) выставки Приключения черного квадрата. Кураторы решили проследить весь путь геометрического абстракционизма с его зарождения в России в период Первой мировой войны и вплоть до наших дней.

Включенные в экспозицию работы более чем 100 художников (живопись, скульптура, фотография, графика, дизайн) разведены по четырем секциям: Утопия, Архитектоника, Коммуникация и По­все­днев­ность. Со­от­вет­ственно, и про­изведения Казимира Малевича, Владимира Татлина, Любови Поповой, Пита Мон­дриана и далее, тоже ра­спре­делены по темам. Разумеется, самое почетное место здесь отведено Малевичу, вернее, его картине Черное и белое. Супрематическая композиция 1915 года. Это полотно размером 80 х 80 см из Музея модернизма в Стокгольме, одно из самых революционных в искусстве, оказавшее влияние не на одно поколение художников на всех континентах.
Современный художник Ха­сан Шариф из Объединенных Арабских Эмиратов во время учебы в Лондоне открыл для себя Малевича, Мондриана и художников из Южной Америки, которые, в свою очередь, тоже с 1940-х вдохновлялись классиками. Учителем Шарифа был Там Джилес, британский художник, живший некоторое время в Уругвае. «То есть происходило еще и взаимное опыление в самых разных формах», — объясняет куратор.

Однако жестко очерченные квадраты, пря­мо­уголь­ники и треугольники имели и оборотную сторону, авторитарную. Агитплакат Клином красным бей белых (1920) Эль Ли­сиц­кого призывал к гражданской войне, а над московскими куполами церквей в 1920-е нависла тень одного из самых мощных символов революции — Шуховская радиобашня. На выставке отдельная стена отведена под фотографии этого 160-метрового сооружения. «Получить все эти вещи на выставку было настоящей эпопеей, — признается Блазвик. — Ведь произведения раннего авангарда очень хрупкие».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+