18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бриг «Меркурий» на полном ходу

Если кто-то думает, что известная в большом аукционном мире Екатерина Мак-Дугалл написала роман о мире искусства как бизнесе, показав его темные стороны и раскрыв тайны, то он ошибается. Основательница и владелица (вместе с мужем) аукционного дома MacDougall’s с миллионными оборотами написала роман о любви, дамский роман. В нем даже действующие лица — мужчины, водящие хороводы вокруг единственной женщины — главной героини. Эпиграф к Бригу «Меркурию» кажется ключом, открывающим не только идею романа — быть собой, на своем месте, доверять себе и своему призванию, — но и намерения его автора. «Каждое судно должно взять курс, при котором оно имеет наилучший ход» — слова «Военно-морской команды». Мак-Дугалл наилучший ход для своей первой книги («на русском языке», уточняет Екатерина, до этого она издавалась на английском) просчитала точно. Здесь есть все необходимые для жанра романтического детектива элементы: быстрое действие, расцвеченное нужными для сюжета флешбэками, привлекательная героиня, разочаровавшаяся в жизни, но полная сил и готовая возродиться, возлюбленный-предатель и олигарх-спаситель с непременными серыми глазами. И сюжет запутан в меру: не слабо, так что держит в приятном напряжении, но и не слишком круто, чтобы оставалось место для описаний московского снега, лондонского ветра, страха, отчаяния, любви, алкогольного опьянения, прилива сил и впечатлений от живописи.

Екатерина Мак-Дугалл, до того как основала, подобно своей героине Александре, аукционный дом, специализирующийся на русском искусстве, была брокером и финансовым аналитиком (как и ее персонаж), а потом решила заниматься тем, чем хочет. Но, в отличие от Александры, Екатерина окончила Литературный институт и собиралась стать писателем. Судя по роману, именно писательство кажется ей сейчас верным курсом. Переехавшая в Лондон москвичка Александра с детства помнит картину Айвазовского Бриг «Меркурий»: она висела над ее детской кроваткой. Поэтому, увидев шедевр мариниста на выставке всесильного аукционного дома «Вайт», Александра сразу понимает: перед ней подделка, хотя и исключительно искусная. Обстоятельства складываются так, что от разорения и профессионального позора ее может спасти только оригинал картины и разоблачение талантливого фальсификатора. Для этого она и летит в Москву, в свое прошлое, воспоминаний о котором старательно избегает. Все кончается хорошо, но не свадьбой с олигархом, а избавлением от груза прежних страданий и обретением мира с собой.

«Она теперь точно знала, что жива. И что она любит. Но не больной любовью несвободы. Потому что любила она не кого-то — любила она себя… В этой любви не было эгоизма и безответности. Она любила себя не ради славы, денег или чего-то столь же мелочного и сиюминутного — она теперь любила себя как часть мира». Дальше Александра занимается самосравнением с плодоносной яблоней, как толстовский князь Андрей — с дубом.

Пафос тут может показаться избыточным, даже несколько комичным, как и фразы «пораженная громким шорохом собственных ресниц» или «капля, беременная ее смертью, заслонила собой весь мир». Но это дело личного вкуса, законы избранного жанра позволяют злоупотреблять красотами. «И снова перебор», — подумалось ей. Но отчего-то ей не было неприятно».

Что же до описания антикварного мира, так он представлен в книге ровно настолько, чтобы любовный (пусть и про любовь к себе) роман не стал производственным. Разумеется, Мак-Дугалл очень точно описывает обязанности и заботы начинающей хозяйки аукционного дома, взявшейся за дело без покровительства и поддержки, на свой страх и риск, из самых светлых побуждений — вернуть картины забытых русских художников миру. Но не утомляет этими описаниями читателя, с торговлей искусством не связанного. Немало слов сказано героиней о том, как отличить подделку от оригинала: тут главное — глаз. Приборы можно обмануть, чутье знатока — нет. Александра таким чутьем обладает, поэтому и подделку случайно не пропустит, а чтобы сознательно — об этом и помыслить нельзя. Екатерина Мак-Дугалл отдала героине романа не только свою биографию, род занятий и характер бойца, но и любовь к живописи. «Изредка попадались, конечно, и здесь хорошие работы: весело бренчала с одного из полотен гитаристка Коровина — Александра порадовалась, что мудрый хозяин не поменял родную скромненькую коровинскую раму на новорусский массив; фейерверком цвели любимые розы Сарьяна — работа поздняя, но сохранившая в себе любовь к цвету, плоская, как и положено восточному гобелену; на той же стене непринужденно раскинулась в эротической позе юная обнаженная Серебряковой, вывалив вперед, на обозрение проходящих, аппетитные груди, но отвернув лицо от зрителя» — это про старые картины. А вот про свеженаписанные: «Солнечные кадмиево-охристые лучи легли на решетку крупными пастозными пластами практически не разбавленных чистых белил, причем сработали их не кистью, а мастихином. А вот лунное серебристое мерцание тоже писалось лессировками, причем в замесе явно присутствовали холодный черный, индиго…»

Когда автор Брига «Меркурий» пишет о картинах, то переборов у нее не бывает, слова складываются естественно и не пышно, пафос снижается, уступая место тихому чувству привязанности. В отличие от любви к себе, доказывать необходимость такого чувства нет надобности. Марина Айвазовского, лучшая из его марин, привязывает к себе сильнее, чем сероглазый олигарх непомерно высокого роста. При этом в существовании картины Бриг «Меркурий» читатель не сомневается, хотя она — выдумка, фантазия, образ собирательный и идеальный. Про любовь к искусству романов не пишут, не умеют — Екатерина Мак-Дугалл смогла бы. Если бы посчитала, что такой литературный курс — правильный, наилучший.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+