18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Венский взгляд

№30
Материал из газеты

Австрийское самосознание Алоиза Ригля и Художественно-промышленный музей

Эта внушительная книга — интеллектуальная биография австрийского искусствоведа Алоиза Ригля (1858–1905). Хотя ученики и коллеги хранили память о нем вплоть до 1930-х годов, впоследствии его имя было практически забыто. Однако в 1980-е он превратился в культовую фигуру, причем не только в среде немецких и австрийских искусствоведов, но и в англоязычном мире. Основные вехи его карьеры и научной деятельности хорошо известны: начав работу куратором отдела текстиля в Австрийском художественно-промышленном музее в Вене, Ригль осуществил масштабное исследование восточных тканей, плодом которого стали два важных труда: Вопросы стиля (1983) и Народное искусство, домашнее производство и кустарная промышленность (1894). Затем он написал свою главную монографию Вопросы стиля (1901) и развил идеи в работе Голландский групповой портрет (1902), а в 1903 году был назначен главным хранителем Комиссии по сохранению исторических памятников.

Можно ли сказать о Ри­гле что-нибудь новое? Появление книги предполагает положительный ответ. И действительно, в ней содержатся важные наблюдения как методологического, так и исторического характера. Несмотря на то что мы склонны воспринимать немецкоязычную культуру как единое целое, тот факт, что Ригль был австрийцем, не позволяет поставить его в один ряд с немецкими историками искусства. Диана Рейнолдс-Кордилеоне считает: некоторые его труды были своего рода репликой в актуальной полемике и ответом на основные вопросы, находившиеся в центре внимания венского общества того времени. В их числе вопрос о том, что значит быть австрийцем и как реагировать на подъем самоуверенного, «неотесанного» Германского рейха, начинавшего затмевать габсбургскую Австрию.

 В книге приводятся новые материалы об отношениях Ригля с музеем. В 1897 году он покинул его и перешел на полную ставку в Венский университет, однако обстоятельства ухода оставались не проясненными. Используя ранее не привлекавшие внимания источники, Рейнолдс связывает уход Ригля с его спорами с коллегами о целях и задачах музея. Погрязший в свойственном духу времени историзме, музей, по мнению Ригля, не мог отвечать потребностям современного общества и потому нуждался в фундаментальной перестройке. Не получив поддержки начальства, Ригль уволился, но впоследствии всегда жаловался на то, что находится в изгнании, что оторван от коллекций, с которыми любил работать.

Alois Riegl in Vienna, 1875–1905: an Institutional Biography. Diana Reynolds-Cordileone. Ashgate. 326 с. £63 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+