18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Всё об авангарде

№30
Материал из газеты

Составители «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов и Василий Ракитин после выхода третьего, завершающего, тома издания заслуживают Государственной премии или ордена за многолетний труд

Статистика Энцикло­педии русского авангарда впечатляет, как заявка на Книгу рекордов Гиннесса: «В трех томах содержится 1224 энциклопедические статьи, более 4000 изображений, авторский коллектив состоит из 233 ведущих в своих областях специалистов». К пресс-релизу можно добавить, что по физическому весу и рублевой цене энциклопедия так же уникальна, как по весу научному и цене художественной.

Первые два тома издания (составители Андрей Сарабьянов и Василий Ракитин) вышли в 2013 году и были признаны крайне нужными, так как содержали сведения обо всех художниках, архитекторах, издателях, коллекционерах и меценатах, прямо или косвенно связанных с авангардом. В том числе о малоизвестных и совсем забытых. В статьях первых двух томов энциклопедии много иллюстраций, среди них —  произведения, редко или вовсе не репродуцировавшиеся. Так что со всех сторон в качестве справочника энциклопедия незаменима: статьи написаны авторами с высокой профессиональной репутацией. Правда, некоторых особо признанных ученых здесь нет, но это может удивить лишь наивных, не знающих, какие сложные отношения связывают людей искусства.

В конце 2014 года вышел третий том энциклопедии (в двух книгах), собравший статьи по истории и теории. Здесь описаны художественные события, прежде всего выставки, издания, объединения, союзы, музейные и частные коллекции, отличившиеся по теме города (Берлин, Вильнюс, Витебск). А также основные понятия, вызванные к новой жизни или рожденные творцами русского авангарда.

Было бы красиво начать вторую часть энциклопедии со статьи «Авангард», но она, написанная Ракитиным при участии Сарабьянова, оказалась только четвертой и на удивление короткой. Поскольку известно, что история появления термина и практика его употребления не ограничиваются описанными в статье событиями.

Статьи «Русский авангард» в энциклопедии нет вовсе — за заголовком «Русские сезоны. См. Балет» сразу идет «Русский балет С. П. Дя­ги­лева. См. Ба­лет С. П. Дя­гилева». Вот так, энциклопедия есть, а статьи о ее предмете нет — что жаль: в российской выставочной музейной практике к русскому авангарду относят почти все искусство рубежа позапрошлого и прошлого веков. Энциклопедия никакой ясности в проблему не вносит, даже ее не фиксирует, лишь косвенно она затронута в предисловии «От составителей».

Но это частность. Глав­ное, что в издании собрана масса полезного, даже завлекательного материала. Интригует несведущих большой текст о деревянной ложке. Он даже с гордостью анонсирован в пресс-релизе (поскольку ложка стала «символом нового искусства, направления, определенного Малевичем как „алогизм“ (1914)»).

Некоторые темы освещены серьезно и исчерпывающе, например о рукописной книге (Владимир Поляков). Есть ожидаемые теоретические статьи, как «Европейское влияние (Русский авангард и Запад)» Джона Боулта. Есть неожиданные, предмет которых не очевиден, как трактат Ю. Халтурина «Творческая практика русского авангарда».

Нашелся в третьем томе и Черный квадрат, изображения которого так не хватало в первых томах. Ему выделена целая статья — не длинная, но емкая, написанная тем же Сарабьяновым.

Было бы красиво, чтобы этой статьей энциклопедия и закончилась. Но в научном издании немотивированные красоты невозможны.

Кончается энциклопедия в четырех книгах иностранным алфавитом с тремя статьями «Ars», «Esprit Nouveau» и «Ready-made», то есть Фонтаном Марселя Дюшана. И это в некотором смысле символично. 

Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. Т. III. История. Теория / Авторы-сост. В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. М.: ООО «Глобал Эксперт энд Сервис Тим», 2014.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+