18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кого везет колесница

Четвертого ноября на Sotheby’s была продана Колесница Альберто Джакометти, самый дорогой лот в истории: эстимейт скульптуры составил $100 млн. Продажу за $101 млн многие сочли превышением оценочной стоимости, однако «цена по молотку» достигла только $90 млн, причем заявка была заочной и единственной. Газета New York Times сразу же объявила и покупателя — финансиста Стивена Коэна. Его пресс-служба отказалась от комментариев, что по правилам арт-рынка означает только одно: угадали.

Сектор скульптурных продаж в глобальном арт-рынке занимает вообще-то незначительное место — всего 8% (данные аукционных продаж на середину 2014 года). Однако с начала 2000-х годов объем продаж скульптуры вырос в 15 раз! Даже кризис 2008–2009 годов не прервал динамику: в феврале 2010 года Шагающий человек I Джакометти установил не только рекорд для скульптуры ($104,3 млн), но и месяц пробыл самым дорогим произведением искусства вообще. На тех же торгах Sotheby’s 4 ноября был установлен новый рекорд для работ Амедео Модильяни — причем рекорд установила именно скульптура (Голова за $70,7 млн), а не живопись; всего же три проданные каменные Головы составляют $126 млн из $830 млн продаж Модильяни, включающих 77 живописных работ. Ну а общая капитализация Джакометти — $1,1 млрд — говорит вроде бы сама за себя. Специалисты в области арт-банкинга поспешили объявить «скульптурный бум» (за точку отсчета была принята продажа в 2005 году Птицы в пространстве Константина Бранкузи за $27,5 млн на Christie’s, на тот момент самой дорогой скульптуры в истории) и переключить внимание клиентов на этот сектор. Летом 2013 года газета Financial Times опубликовала статью Solid Gains and 3D Explosions, где «скульптурный бум» получал подтверждение и обоснование — что примечательно, с указанием галерей и ярмарки TEFAF в качестве главных действующих сил, а не аукционных домов с их ценами, чрезмерно вырастающими в пылу азарта. «Интерес к современному искусству, выведшему на первый план инсталляцию, вернул на первые роли скульптуру, предшественницу инсталляции», — писала газета. То же иными словами: общая тенденция слияния искусства с интерьерным дизайном привела к тому, что стоящий посреди квартиры Модильяни существенно выиграл в сознании у Модильяни, висящего на стене.

А дальше случилось вот что. Джакометти, имея в Топ-10 000 наиболее дорогих произведений искусства свои 127 скульптур, к началу 2012 года в среднем повышался в цене на 11,51% в год, однако в конце 2014 года имеет более чем скромные 0,7%. Почему? А потому же, почему и наибольший прирост в 2012 году — 81,64% — имел Огюст Роден и его 24 скульптуры, а вот 39 проданных скульптур на конец 2014 года понизили индекс Родена до 6,06%. (Для сравнения: живопись старых мастеров имеет годовой прирост на уровне 4,2%, а в общем прибыль арт-рынка балансирует в районе 7%, где старые мастера уравновешивают взрывные продажи, скажем, современного китайского искусства.) То есть случилось кое-что непредвиденное, хотя и спровоцированное специалистами по арт-банкингу и прессой: увидав благоприятную и разрекламированную тенденцию, владельцы повсеместно понесли Джакометти и Родена на торги. Проглотить армию шагающих человечков и сидящих мыслителей рынок оказался не готов — и уронил рейтинги. Топ-работы в секторе скульптуры наверняка продолжат выходить на торги с эстимейтами в районе $50 млн, но только когда покупатели будут заранее подготовленными — как вот в случае с Коэном.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+