18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Шедевры итальянского Возрождения в ГМИИ им. А.С.Пушкина, юбилейная экспозиция Московского музея современного искусства, первая почти за полвека ретроспектива Александра Самохвалова в Русском музее.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продолжает знакомить российского зрителя с шедеврами живописи из ведущих мировых музеев — на этот раз на выставке «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». В экспозиции представлены полотна итальянских мастеров второй половины XV века, а в ее центре — знаменитая картина Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» (1491) из Национальной галереи Марке в Урбино. Помимо этого шедевра, здесь же обладающие огромной художественной ценностью картины живописцев, творчество которых было связано с городами Северной Италии: Джованни Беллини, Карло Кривелли, Козимо Тура. Каждый из этих прославленных мастеров по-своему раскрывает и трактует центральный сюжет Богоматери с младенцем, как в византийской иконописи, так и в искусстве Возрождения. Например у Джованни Беллини она необычайно лирична и строится на диалоге Мадонны и младенца, а Карло Кривелли трактовал тему в символическом ключе, в отличие от Козимо Туры, чья «Мадонна со спящим младенцем» (1470) полна экспрессии и драматизма. Помимо того что выставка представляет несомненные шедевры, объединенные одной темой, это еще и уникальная возможность увидеть картины художников, произведения которых отсутствуют в российских музейных собраниях.

К своему 15-летию Московский музей современного искусства подготовил новую выставку, решив развернуть в экспозиции не только историю того, как складывалась его коллекция, но и как менялась концепция собрания и как функционирует музей. В выставку, помимо работ известных российских художников, включены и зарубежные, в том числе классики Арман, Пикассо, Де Кирико, Дельво и другие. Название выставки «Музей с предсказаниями» тоже не ради красного словца. По мнению ее куратора и одновременно директора музея Василия Церетели, искусство — это своего рода пророчество, поэтому и решили к билету на выставку прилагать печенье с предсказаниями художников, писателей и философов. Изменен и привычный выставочный маршрут: залы с работами художников чередуются с пятью площадками, посвященными разным неожиданным темам, одна из которых, например, «внутренняя кухня» музея (факты из истории собрания, жизнь сотрудников), тут же — его библиотека.

Александр Самохвалов (1894–1971) — абсолютный классик русского искусства. Даже те, кто не слышал этого имени, наверняка видели и знают его романтизированные картины на тему советского труда и спорта, самая знаменитая среди которых — «Девушка в футболке». Большая часть экспонатов на выставке — из собственного собрания Русского музея, остальные привезены из других отечественных музеев, в том числе Тверской областной картинной галереи, куда вдова художника передала оставшиеся у нее работы и большую часть его архива. Всего в экспозиции 250 произведений Самохвалова начиная с мало известных ранних архитектурных рисунков (в 1914–1918 годах он учился в петербургской Императорской академии художеств на архитектора) и заканчивая почти неизвестной широкому зрителю последней большой картиной 1967 года «Аппассионата» («Строители коммунизма»).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+