18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Что покупают на антикварном рынке. Если покупают

Исследование публики и ее предпочтений на XXXVI Российском антикварном салоне. Круглый стол The Art Newspaper Russia. Тенденции и параллели

В России не проводится никаких исследований арт-рынка, хотя ему уже почти четверть века — смешная цифра, но, что поделать, российский арт-рынок родился вместе с перестройкой. В западных странах с их рынком, которому больше трех столетий, над этим работают специальные компании. Подсчитать оборот искусства в России невозможно по сей день, так как многие сделки никак не фиксируются. Но с чего-то надо начинать — и весной 2014 года по заказу самих антикваров, а именно Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, Государственный институт искусствознания провел опрос публики XXXVI Российского антикварного салона. Эту ярмарку уже два десятилетия справедливо считают зеркалом внутреннего российского арт-рынка. Зеркало кривоватое (как любая ярмарка, салон привлекает лишь определенный слой продавцов и покупателей), но единственно в наших условиях доступное. К моменту оглашения результатов исследования на осеннем салоне геополитические неприятности уже успели нарушить душевный и финансовый покой участников антикварного рынка. Тем не менее базовые характеристики посетителей Российского антикварного салона и их вкусы и потребности за полгода, очевидно, не изменились и дают интересный портрет рынка в целом.

Любопытно, что все выявленные тенденции подтверждаются и эмпирическими наблюдениями, и другими независимыми исследованиями, проведенными частными компаниями. Газета The Art Newspaper Russia в рамках программы I Московского международного форума «Культура. Взгляд в будущее» организовала круглый стол «Арт-рынок как способ популяризации искусства». В нем участвовали галеристы (занимающиеся и старым искусством, и современным), организаторы и представители аукционных домов (от интернет-аукциона Molotok.ru до монстра международного рынка Sotheby’s). Однако говорили, по сути, об одном и том же. Удивительно, но мы стали свидетелями того, как два сегмента российского арт-рынка — антиквариат и актуальное искусство, традиционно отвергавшие друг друга, обнаружили схожие проблемы и предлагают почти одинаковые пути их решения. Может быть, основные законы арт-рынка и правила работы с покупателями едины для всех?

Кто покупает

Публика у Антикварного салона своя, но застоя в ней не наблюдается: среди ответивших на вопросы анкеты выделяется группа посетителей, которые были на салоне три-пять раз (то есть последние два-три года), а около 30% респондентов пришли туда впервые. Основная масса посетителей оказалась полными сил людьми (от 26 до 55 лет), количество женщин в их числе преобладает — около 57,9% (что неудивительно, поскольку женщины в принципе активнее посещают выставочные мероприятия). Эти люди узнают о салоне «от знакомых» (49,3%) или в Интернете (15%). Остальные каналы информации им, судя по всему, малоинтересны — хороший повод для организаторов скорректировать свою рекламно-информационную стратегию. Три четверти посетителей выросли в семьях, где уже есть предметы антиквариата, и заранее настроены совершать покупки.

Получается, что на пороге российского антикварного рынка стоит поколение новых покупателей, у которых есть деньги и желание приобретать, но нет уверенности в себе и в правильности своего выбора. Им нужно помочь, поддержать и дать возможность совершить первые, «тренировочные», покупки, воспитывая привычку тратить деньги на произведения искусства. При этом 29,4% посетителей весеннего салона пришли с конкретной целью — «приобрести предметы антиквариата», 25,6% хотели «оценить конъюнктуру рынка», то есть прицениться, продать же предметы антиквариата собирались 13,2% респондентов.

Весной 18,7% опрошенных на момент заполнения анкеты уже совершили покупки на салоне, а 35,4% ответили, что планируют приобрести что-нибудь позже. Таким образом, более половины посетителей XXXVI Российского антикварного салона с большой долей вероятности совершили на салоне приобретения, и намного меньше людей — 38% — пришли на выставку, не планируя ничего покупать вообще.

К сожалению, именно эти цифры наверняка были бы иными, проводись опрос осенью 2014 года: все участники Антикварного салона отметили падение интереса к нему не только покупателей, но даже просто зрителей.

Почем покупают

Еще один показатель, который к осени мог измениться, — возможные затраты на приобретение антиквариата. Весной около 20% посетителей Антикварного салона были готовы расстаться с суммой до 10 тыс. руб., треть опрошенных (30,9%) могли потратить на покупки сумму в пределах 100 тыс. руб., каждый седьмой (14%) — от 100 тыс. до 1 млн руб. и 4,3% посетителей — свыше 1 млн руб. Причем останавливают потенциальных покупателей старого искусства не высокие цены или налоги, а недоверие к экспертизе.

Профессионалы, продающие любое искусство любым способом, все же сходятся на том, что нужно развивать именно недорогой сегмент рынка, поскольку покупатели, особенно молодые, которых нужно втягивать в рынок и приучать к покупкам, морально готовы начинать с невысоких цен.

Владимир Богданов, глава информационного портала Artinvestment.ru, определил верхнюю границу «эконом-класса» как 100 тыс. руб. и показал возможные в этом регистре покупки на российском рынке — от графики Анатолия Слепышева до рисунков Эрнста Неизвестного. Но эти «недорогие вещи», как заметила основатель ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина, должны точно соответствовать термину «искусство», и антураж при покупке должен быть соответствующий: в очаровательном формате блошиного рынка, среди дамского рукоделия и бижутерии эти покупатели себя не видят. В России они скорее проявят себя в галереях актуального искусства или фотогалереях с прагматичной ценовой политикой, на третьем этаже Российского антикварного салона или на онлайн-торгах того же Artinvestment.ru.

Где покупают

Прямым следствием кризиса — и в экономике, и в сознании российских покупателей — также является смена приоритетов в выборе мест приобретения антиквариата. Согласно весеннему отчету, в России первая тройка — это «галереи, ярмарки, владельцы», а за рубежом — «ярмарки, галереи, аукционы». Однако тогда же, весной, когда российские аукционы стали только четвертыми по популярности, наблюдатели отметили рост активности аукционных домов и увеличение их числа. К осени эта тенденция проявилась еще ярче: притом что владельцы галерей отмечают почти полное падение спроса, аукционные дома продолжают успешно торговать и даже говорят о притоке новых покупателей. Вероятно, формат аукционов помогает избежать непосредственного контакта покупателя и продавца, что предполагает демонстрацию осведомленности в вопросах искусства и бывает дискомфортным для новичков. Кроме того, по мнению галеристов, которые одновременно проводят аукционы, как, например, владелец дома «Кабинетъ» Константин Журомский, уже выросло поколение покупателей, которые предпочитают совершать публичные сделки, фиксируя их налоговую составляющую. И еще — стартовые цены на аукционах обычно ниже, и в них не заложена традиционная, как повсюду в мире, «галерейная наценка».

К сожалению, в опросе на Антикварном салоне не было позиции для онлайн-ярмарок, а сейчас распространено мнение, что продажи искусства неуклонно перемещаются в Интернет. В России, например, онлайн-аукцион Molotok.ru неизменно наращивает обороты. Эту тенденцию перемещения покупателей в Сеть оспорил глава Sotheby’s по России и СНГ Михаил Каменский, уверенный, что дорогое искусство будут по-прежнему покупать только вживую. Впрочем, противоречия в этом нет: максимальный объем продаж аукциона Molotok.ru дают нумизматика и коллекционные предметы, а не живопись. На круглом столе TANR говорили и о том, что интерес к искусству и особенно его приобретение превратились сегодня в род интеллектуального приключения, а значит, продавцы должны придумывать новые маркетинговые ходы.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+