18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские торги в Лондоне: по-прежнему есть спрос и предложения хватает

Русские торги четырех аукционных домов (в этом году в Нью-Йорке их не проводят ни Christie’s, ни Sotheby’s), результаты которых являются одним из индикаторов русского антикварного рынка, были спрессованы в три дня. Утром 3 июня аукционный марафон открыл Christie’s, отказавшийся от разделения торгов по живописи на дневные и вечерние, считающиеся более престижными (где традиционно выставляются наиболее значимые вещи). Объединенные торги дали отличный результат: впечатляющий размерами и провенансом Натюрморт с фруктами Ильи Машкова был продан за £4,8 млн (здесь и далее цены приведены с учетом премии аукционного дома). Подтвердились прочные позиции, которые сегодня занимают на рынке работы Николая Фешина. Нежный, несмотря на преобладание красных и черных тонов, Портрет Кати ушел за £385,9 тыс. Стабильным остался и интерес покупателей к произведениям Николая Рериха, чьи Святыни и твердыни в результате торга достигли £481,9 тыс.

На вечерних торгах Sotheby’s Фешин, говоря спортивным языком, улучшил свои показатели: £1,48 млн за его ра-
боту Миссис Фешина с дочерью только укрепили оптимистические настроения участников рынка. Искушение Ладо Гудиашвили — масштабное полотно с полуобнаженными красавицами в сочном экзотическом пейзаже — было продано за внушительные £782,5 тыс., подтвердив выход этого автора из «этнографической» ниши (если не в искусствоведческом, то в финансовом плане). Femme cubiste Наталии Гончаровой ушла за £662,5 тыс., что, в принципе, не очень много для художницы, утвердившейся в статусе полноценного бренда международного арт-рынка.

Одной из интриг следующего дня стало включение в дневные торги Sotheby’s портрета Анны Ахматовой работы Юрия Анненкова (эстимейт — £150–200 тыс.). Полгода назад на дневных торгах Christie’s анненковский портрет Всеволода Мейерхольда ушел за £1,049 млн, в связи с чем высказывались мнения, что иконический портрет Ахматовой имело смысл выставить на вечерние торги, где участники заранее готовы расставаться с крупными суммами. На этот раз предыдущий рекорд перекрыт не был, однако £902,5 тыс., уплаченные за графическую работу Анненкова, — это достойный результат.

Если отвлечься от топ-лотов, необходимо отметить устойчивый интерес покупателей к хорошим подборкам вещей крепких мастеров в других ценовых сегментах. Так же, как и полгода назад, покупатели энергично торговались за стринг вещей Марии Якунчиковой на Christie’s (гобелен, вытканный по рисунку художницы, был продан за £97,9 тыс. при эстимейте £6–8 тыс.) и за небольшие работы Сергея Чехонина (в том числе за эскизы дизайна росписи тканей). По-прежнему востребованы рынком чудесные живописные миниатюры Ивана Похитонова, казалось, полностью скупленные российскими коллекционерами (в значительной степени именно частные коллекции обеспечили работами юбилейную выставку Похитонова в Третьяковской галерее в 2010 году). Четыре похитоновские вещи, все из частных европейских коллекций, были проданы на вечерних торгах Sotheby’s (самая дорогая ушла за £182,5 тыс.) и еще пять — на Christie’s (самая дорогая — за £157,9 тыс.).

Весь день 5 июня шли торги MacDougall’s, успешно продавшего большую часть своих топ-лотов. Вечерняя заря Ивана Шишкина, по размерам подходящая дворцовому ин-терьеру, соединившая любимый публикой сосновый лес, меланхолическую распутицу на переднем плане и поэтичнейший закат на заднем, ушла за £2,2 млн. Странники. За Волгой Михаила Нестерова, демонстрировавшиеся в Москве в дни открытия юбилейной выставки художника в Третьяковской галерее, были проданы за £1,9 млн. Летнее утро. Охотино Константина Коровина достигло цены £747 тыс. По всему было видно, что любовь русской аудитории к художникам круга «Родной речи» никуда не исчезла.

В середине дня начались торги Bonhams, где наибольший интерес вызывали перспективы великолепного мерцающе-синего полотна Николая Рериха Труды Богородицы (Madonna Laboris), первоначальный эстимейт которого (£800 тыс. — 1,2 млн) был увеличен практически вдвое непосредственно перед торгами. На фоне качественной, но достаточно традиционной коллекции Bonhams выделялось и прекрасное полотно Александра Волкова Дети-музыканты (эстимейт — £200–400 тыс.), которое, как ни странно, нигде особо не рекламировалось. Именно эти две работы и стали объектами упорного торга: в результате Рерих был продан за рекордные для русского искусства £7,9 млн, а Дети-музыканты — за £2,1 млн, что подтвердило общий позитивный тренд на рынке классического русского искусства: у покупателей по-прежнему есть деньги и готовность покупать высококлассные вещи. Есть деньги и у покупателей внутри страны. В этом году в период с марта по июнь отечественные аукционные дома провели более 20 торгов, посвященных живописи, графике и декоративно-прикладному искусству. Особенно урожайной выдалась неделя с 18 по 25 мая, когда в Москве и Санкт-Петербурге прошло пять аукционов классического искусства. Рекордсменом первого полугодия 2013 года стал аукционный дом «Русская эмаль», благодаря продаже картины Константина Юона Рыночная площадь в Угличе (Тройка в Угличе) за 87,4 млн руб., что особенно впечатляет, учитывая технику — бумага на картоне, темпера. Петербургские «Русские сезоны» успешно продали Вечер на Украине Ивана Айвазовского за 28,8 млн руб. Карандашный рисунок Юрия Пименова Обыкновенное утро ушел на торгах в «Совкоме» (традиционно активно работающем с советскими классиками) за 7,15 млн руб. На своем единственном за полугодие аукционе «Магнум Арс» продал картину Василия ПоленоваМальчик из Каира за 7,16 млн руб. В аукционном доме «Кабинет», лидирующем в этом полугодии по количеству торгов, полотно Николая Крымова Пейзаж с коровами достигло планки в 6,38 млн руб. Кроме перечисленных «передовиков производства», торги проводили «Гелос», Галерея Леонида Шишкина, Российский аукционный дом и галерея «Эритаж». Галерея «Альбион», славящаяся аукционами графики, в первом полугодии торгов не устраивала. Заявивший в декабре прошлого года о начале своей деятельности ВосточноЕвропейский антикварный дом привлек внимание не только торгами, но и вызвавшим оживленное обсуждение дресс-кодом и правилами поведения, которые антикварный дом установил дляучастников аукционов. Дом антикварной книги «В Никитском», ранее специализировавшийся на букинистике, расширил сферу деятельности и в апреле провел аукцион живописи, графики и декоративнорикладного искусства.

Кроме значительного числа проводимых торгов и пополнения рядов российских аукционных домов, следует отметить как позитивную тенденцию продление календарного антикварного сезона: июнь стал полноценным рабочим месяцем для отечественных аукционных домов. В общем, если добавить высококлассных произведений русского искусства (в которых рынок испытывает острую потребность), то перспективы активности российского антикварного рынка можно оценивать вполне оптимистично.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+