18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лучших лота недели

«Азбука в картинках» Александра Бенуа, история Императорской главной квартиры, заботившейся о русских царях, и сервиз «Русский лес», расписанный дубовыми и кленовыми ветками, оказались среди самых интересных лотов, которые Татьяна Маркина каждую неделю выбирает на московских аукционах.


«Императорская главная квартира. История государевой свиты». В 4-х томах. СПб., 1902

Книга выпущена к 100-летию Военного министерства в 1902 году, ее составителем был полковник, штаб-офицер для поручений Императорской главной квартиры Виктор Квадри. Императорская квартира была образована в начале 1813 года в связи с пребыванием Александра I в действующей армии. По своим функциям она сменила существовавшую и прежде походную канцелярию по сопровождению монарха во время поездок, заведованию императорской свитой и обозами, представлению докладов по делам военно-сухопутного ведомства в отсутствие военного министра. Четыре тома посвящены эпохам царствования Александра I, Николая I и Александра II. Выпущено издание роскошно: с тройным золотым обрезом, форзацами из бумаги, имитирующей муар, и заставками работы Николая Самокиша.

«Кабинетъ», 16 декабря (17:30), эстимейт 220–280 руб. за каждый том


Александр Бенуа. «Азбука в картинках». СПб., 1904

Это едва ли не единственная крупная работа Бенуа для детей, где художник выступил как создатель замысла, автор, иллюстратор и оформитель в одном лице. Азбука была задумана и предназначена сыну художника. Для каждой буквы Бенуа выделил отдельную страницу, украсив ее затейливыми композициями на сказочные сюжеты. В сентябре 1905 года азбука, отпечатанная в технике хромолитографии, поступила в продажу по цене 3 руб. и, несмотря на большой тираж, в скором времени стала библиографической редкостью.

«В Никитском», 11 декабря (19:00), эстимейт 7–8 тыс. y. e.


«Русский лес». Часть чайного сервиза завода Попова. I половина XIX века

Чашки, чайник и сахарница с молочником идеально вписываются в заявленный формат рождественского аукциона. Завод Алексея Попова — одно из самых интересных частных фарфоровых предприятий России, которое быстро адаптировало западные образцы форм и росписи под русский вкус. В 1831 году завод представил свою продукцию широкой публике на специальной выставке в Москве и получил малую золотую медаль.  Алексей Попов, а позже его сын Дмитрий неоднократно награждались медалями за качество продукции. Уже в первой половине XIX века фарфор Попова был достаточно дорогим: например, столовые сервизы в 1831 году стоили от 1 тыс. до 1,55 тыс. руб., что по ценам сопоставимо с продукцией Императорского фарфорового завода, работавшего только по заказам двора. Но производилась и более дешевая, при этом очень качественная, продукция. Предметы из сервиза «Русский лес», сохраняя вполне европейские формы, забавно расписаны веточками дуба и клена. Сервиз происходил из коллекции ученого-конструктора, известного своими разработками в области ядерной физики, Николая Доллежаля.

Восточно-Европейский аукционный дом, 13 декабря (16:00), эстимейт 135 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+