18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Греция начала масштабную кампанию по возвращению скульптур Парфенона

Греческое правительство предпринимает все возможное, чтобы вернуть незаконно вывезенные мраморные статуи и барельефы Парфенона, которые вот уже более чем 200 лет хранятся в Британском музее в Лондоне. Пока юристы изучают все возможные правовые лазейки и варианты, греки ждут от Соединенного Королевства ответа на запрос, сделанный через ЮНЕСКО, с предложением добиться мирного урегулирования проблемы. Греция в июле 2013 года потребовала от Великобритании принять участие в процедуре медиации. Межправительственный комитет ЮНЕСКО обязал Великобританию дать ответ к марту следующего года.

А пока, по сведениям The Art Newspaper, греческое правительство обратилось к группе международных юристов с просьбой защитить интересы страны и подготовить все необходимые документы. Среди экспертов, которым решено было доверить столь деликатное дело, — королевский адвокат Джеффри Робертсон из Doughty Street Chambers, юрисконсульт правительства Греции с 2011 года. В октябре Робертсон посетил греческую столицу вместе со своей коллегой Амаль Аламуддин (супругой известного голливудского актера Джорджа Клуни). Трехдневный визит включал экскурсию по новому зданию Музея Акрополя, которое открылось в 2009 году, там выставлено около 40% сохранившихся скульптур из Парфенона: 52 пластины фриза, 38 метоп и 12 статуй с фронтона; еще 2 пластины фриза и 15 метоп остались на месте раскопок храма. Фрагменты этих частей хранятся как в Афинах, так и в Лондоне.
В Британском музее оказалось около половины уцелевших скульптур — 56 пластин фриза (112 кг), 15 метоп и 17 статуй с фронтона.

Фрагменты скульптуры из Парфенона также имеются в коллекциях парижского Лувра (1 пластина фриза, 1 метопа, фрагменты фриза и других метоп и голова скульптуры с фронтона), в Музеях Ватикана, в Национальном музее Дании в Копенгагене, в музее Вюрцбургского университета в Баварии, в Музее истории искусств в Вене и Мюнхенской глиптотеке.

Правительство Великобритании утверждает, что скульптуры, хранящиеся в Лондоне, являются законной собственностью Британского музея и что они были законно приобретены в 1816 году, после того как правительство купило коллекцию лорда Элгина. Согласно акту о Британском музее от 1963 года (закону, который правительство пока отменять не собирается), музей защищен от требований передачи экспонатов, если только последние не являются репликами. Греция никогда не признавала за Великобританией права собственности на мраморы Парфенона, утверждая, что бывший посол Великобритании в Блистательной Порте Томас Брюс, граф Элгин, получил разрешение от властей тогдашней Османской империи, оккупировавшей Афины, делать слепки со статуй Парфенона и производить раскопки, но никак не увозить скульптуры — рельефы и памятники были просто-напросто выломаны из храма, построенного в V веке до н.  э.
Британский музей предлагал Греции передать мраморы Парфенона на некоторое время при условии, что греческое правительство официально признает, что они принадлежат Великобритании. Афины отказались от этого предложения. Греция требует от Великобритании вернуть скульптуры, находящиеся в Лондоне, ведь именно для них был открыт в 2009 году новый Музей Акрополя в Афинах.

Британский музей уже предоставил Греции полный набор копий, они выставляются в Музее Акрополя вместе с оригиналами.

В конце 1930-х годов перед выставкой в галерее Duveen сотрудники Британского музея решили почистить скульптуры. После того как выяснилось, что для этого вместо обычного мыла и воды применялись запрещенные химикаты и абразивы, куратор внезапно ушел на пенсию, а его ассистент подал в отставку. В Британском музее утверждают, что скульптуры не пострадали, хотя признают, что метод очистки, как и замалчивание его последствий, были ошибкой.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+