18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Постпоп-арт, или Как Восток ответил Западу

№28
Материал из газеты

В лондонской Галерее Saatchi грядет открытие грандиозной выставки нео-попа. Туда приедет около 300 работ из разных стран и с разных континентов

Инициатором выставки выступил русский коллекционер и лондонский резидент Игорь Цуканов. Благодаря Zhukanov Family Foundation и был организован этот поп-блокбастер, где российское современное искусство будет занимать треть экспозиции. За интригующим названием Постпоп-арт. Запад встречается с Востоком скрывается направление, более известное как нео-поп. Художники 1980-х с радостью распрощались с интеллектуальной скукой концептуализма и обратили взоры на масскультуру. Новое время обросло новыми фетишами: место Мэрилин Монро занял Майкл Джексон, Суп Campbell Уорхола вытеснил гигантский Лобстер Джеффа Кунса, а телевидение постепенно подвинул Интернет.

Старый поп-арт отличается от нового примерно как «Фабрика» Уорхола, где юные бездельники предавались творческим грешкам, от небольшого заводика Кунса в Челси со штатными ассистентами. Следы пост-попа теперь можно найти практически в любой точке планеты. Уже давно обращение к масскульту и медиа вошло в практику современных художников. География лондонской выставки охватит англо-американский, китайский, советский и постсоветский варианты движения, в Китае и СССР получившего название соц-арт. Хотя во многом выставка построена именно на различиях массовых культур (возможно, социалистические сиротские кастрюльки Ильи Кабакова из Коммунальной серии будут соседствовать с высокотехнологическими брендовыми пылесосами Джеффа Кунса), кураторы запланировали смешанную экспозицию. Впрочем, участие Кабакова, скорее, исключение, нашего мэтра концептуализма можно включить в выставку пост-попа с большими оговорками. Зато соц-арт будет представлен во всеоружии: работы Эрика Булатова, Комара и Меламида, Ростислава Лебедева, Бориса Орлова, Леонида Сокова действительно созвучны западному поп-арту. Безусловный плюс этой выставки — возможность безболезненно показать «запретное искусство». Икона-икра Александра Косолапова, снятая в свое время с выставки в Третьяковке, вряд ли вызовет в Лондоне подобный резонанс. Аналогия «Запад — Восток», конечно, добавляет комического эффекта экспозиции. Лучшие друзья скульптора Жанны Кадыровой из кафеля и бетона — ее серия скульптур Бриллианты — трогательный вариант буржуазных кунсовских Бриллиантов (их на выставке не будет). Вообще же «блестящих» работ много. Здесь и бисерные ордена на шинелях Дмитрия Цветкова, напоминающие о культе официозных бирюлек эпохи застоя. И забронзовевшие Танки Анатолия Осмоловского — тоже из серии игрушек для взрослых.

Из западных авторов, помимо Кунса, будут Синди Шерман, Сара Лукас, Ричард Принс, Дэмиен Хёрст и другие художники, погранично исследующие масскульт и медиа. Организацией выставки занимался триумвират кураторов. За англо-американскую часть отвечает Марко Ливингстон, автор монографии о Дэвиде Хокни. Главный специалист по китайскому соц-арту Сун Цзюнчан отвечает за Китай. Андрей Ерофеев курирует советскую и постсоветскую часть. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+