18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самохвалов без глянца

№28
Материал из газеты

После ретроспективы самого знаменитого ленинградского художника советской эпохи почти полвека назад, Русский музей готовит еще одну, теперь к 120-летию классика

На выставке в Русском музее не будет Девушки в футболке. Да-да, «советской Джоконды», одной из самых популярных картин в отечественном искусстве ХХ века, с которой творчество Александра Самохвалова (1894–1971) ассоциируется прежде всего. При том что картина музею и принадлежит — казалось бы, в чем дело? Но как раз в этот момент она выполняет ответственную миссию в составе выставки От царей к комиссарам в Национальном музее в Стокгольме, которая продлится до января — на январь назначено и закрытие выставки Самохвалова в Русском музее. Так что придется компенсировать ее отсутствие «аллюзиями в дизайне экспозиции», как сказала Алиса Любимова, ведущий научный сотрудник музея и куратор ретроспективы. Нерасторжимый союз художника с Девушкой в футболке в исторической памяти, надо надеяться, не пострадает, и ретроспектива представит «полное лицо Самохвалова», как выразилась Алиса Борисовна. Панно для Всемирной выставки, отмеченное в Париже, как и Девушка в футболке, золотой медалью, или панно для Всесоюзной выставки в Москве играют в биографии Самохвалова роль тоже значительную, однако обходиться без них тоже как-то придется. Наверное, все монографические выставки в отношении собственного материала можно поделить на два сорта: те, что вызывают вопросы, что и почему не удалось cобрать; и те, к которым подобные вопросы уже излишни.

Выставка Русского музея из числа первых, но выставка в принципе — компромисс идеи и разных обстоятельств. Ретроспектива в Русском музее включит 250 произведений, начиная с ранних архитектурных рисунков (Самохвалов в 1914–1918 годах учился в Императорской академии художеств на архитектурном отделении) и заканчивая картиной 1967 года Аппассионата (Строители коммунизма) — его последней большой работой. Получилось, что она обернулась реквиемом, но художник что-то такое и предполагал, иначе зачем бы ему вводить в массовку на заднем плане персонажей своего золотого периода 1930-х, ту же Девушку в футболке?

Большая часть экспонатов из фондов ГРМ, остальное добирали по возможности. Так, серия портретов В коммуне «Ленинский путь» (1931–1932), вторая попытка Самохвалова подобраться к «большой картине», будет представлена не вся. Не удалось найти следы и полотна Партия — впрочем, не особо и хотелось, признается куратор. Никому не нравится поздний Самохвалов, сменивший около 1940 года свою прежнюю романтичную неоклассику на тяжелую пастозную академичную живопись. К тому же «поздние вещи часто непонятно, где находятся», по словам Любимовой. Чтобы узнать, например, где и в каком состоянии Провозглашение Советской власти (3 х 2,5 м) 1957 года, некогда украшавшее стену Дворца культуры в городе Арсеньеве Приморского края, надо туда ехать (160 км к северо-востоку от Владивостока, 250 км по автодороге). Здравый смысл здесь подсказывает, что «полноты лица Самохвалова» не убудет, если Провозглашение Советской власти останется на месте. Разумеется, это верно, если с именем художника и дальше ассоциировать первым делом Девушку в футболке и античных богинь-метростроевок, а не Появление Ленина на II Всероссийском съезде Советов. Самохваловская Лениниана, разбросанная, благодаря советским закупкам, от Баку и Алма-Аты до Приморья, представлена потому будет куце (хотя войдет в обширный каталог, какие умеют делать в Русском музее). То есть с Самохваловым решено было поступить, как недавно с Александром Дейнекой в Москве: игнорируя всякий официоз, сосредоточиться на искусстве самого успешного в творческом отношении периода.

Примечательно, что выставка к 120-летию художника нечаянно отмечает и еще один юбилей — 40-летие последней большой выставки Самохвалова, посмертной, здесь же, в Русском музее. После чего сколько-нибудь значительных выставок самого знаменитого в свое время ленинградского художника в Петербурге и вообще не было. Можно вспомнить лишь выставку в Тверской областной картинной галерее к 100-летию, устроенную благодаря многолетней дружбе с вдовой художника, в итоге передавшей туда большую часть самохваловского архива. Теперь в Твери могут чуть ли не на полном серьезе утверждать, будто настоящий Самохвалов у них. А тот, который панно делал для ВДНХ и в Париже золотые медали получал, который Девушка в футболке и Киров принимает парад физкультурников, — это, стало быть, не совсем настоящий.

Насколько сомнительно выглядела тогда, в постсоветскую пору, позиция Самохвалова в пантеоне, пожалуй, лучше всего иллюстрирует сам факт, что вековой юбилей важнейшего в свое время мастера отмечали не в Третьяковке и не в Русском музее, а… где-то между. Теперь-то, конечно, мы разбираемся в прошлом куда лучше. И знаем, что ностальгия — что-то такое, с чем сейчас воспринимается романтика Самохвалова и Дейнеки, — может быть, самое предпочтительное настроение, когда неохота особенно ворошить прошлое.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+