The Art Newspaper Russia
Поиск

«Монрология»: легенды и мифы

Книга о Владиславе Мамышеве-Монро укрепляет созданный самим художником образ эпатажного и ироничного клоуна

Туркина О. В., Мазин В. А. Жизнь замеча- тельного Монро. СПб.: Новый музей, 2014. 192 с.

Туркина О. В., Мазин В. А. Жизнь замеча- тельного Монро. СПб.: Новый музей, 2014. 192 с.

Издание является первым на сегодняшний день масштабным исследованием жизни и творчества художника Владислава Мамышева-Монро (1969–2012). Авторы книги петербургские критики Олеся Туркина и Виктор Мазин уже в начальной главе отказываются от роли серьезных исследователей творчества Владислава Мамышева-Монро, объявляя себя носителями нового знания — монрологии. «Науки» — под стать ее создателю — персонажной, выдуманной художником в честь себя самого. Туркина и Мазин почти детально воспроизводят ее «положения», обильно цитируют статьи и интервью художника. Авторы на глазах читателя реконструируют миф художника о себе самом, аккуратно подшивая к нему все ответвления его биографии. Детство с жестокой матерью, заставлявшей ребенка учить имена партийных деятелей. Таинственный «сигнал» далекой звезды (американской актрисы), давший начало «перерождению». Образы, которые заимствовал Мамышев, прекрасно вписывались в эту картину, становясь новыми звеньями (Элизабет Тейлор, Любовь Орлова) и шокирующими крайностями (Бен Ладен, Гитлер) метафизической цепи. Символами агрессивного мужского и мягкого женского начал, борьбы добра и зла, созидания и разрушения.

Монро, жизнелюб и авантюрист, подобные вещи всегда охотно рассказывал сам. Зачем, уместен вопрос, мифологизировать его фигуру дальше? Да еще и в сомнительной с точки зрения стиля манере — тексте, полном повторов, водянистых философствований и заигрываний с читателем? При всем при этом авторы книги уходят в сторону от набившего оскомину образа художника исключительно как мастера перевоплощений. Здесь описано и воспроизведено множество коллажей и картин, приближающихся к «дикой» эстетике «новых художников», психоделике нью-вейва и сновидному галлюцинозу аутсайдер-арта. А порой даже к концептуальным техникам наподобие литературных «пантеонов» Дмитрия А. Пригова. Перформативность Мамышева-Монро, жизнь как непрерывное представление теряет свой коктейльно-вечериночный флер и приобретает политический смысл. Появление на публике в обличье Гитлера или «посконных» сказочных героев (серия Русские вопросы) прочитывается как сбой в системе, «негативный сигнал» и напоминание о социальном неблагополучии — неизжитом старом и зарождающемся новом. А также о нежелании художника быть частью действующего политического порядка, что он неоднократно подчеркивал в своих интервью. Здесь же напрашивающаяся сама собой гендерная проблематика. Она получает свое преломление не только в постоянном слиянии мужского и женского, которое в работе художника происходило непрерывно, но и в серии Лолита — вдохновленных романом Владимира Набокова коллажах с использованием откровенных образов, отсылающих к гомоэротической порнографии.

Книга полна подобных сюжетов, не всегда находящих должное развитие, но обещающих интригующее продолжение в будущем. Работа Туркиной и Мазина — это лишь одна из жизней «замечательного Монро», который даже после своей безвременной кончины продолжает удивлять зрителей поражающими воображение реинкарнациями.

Просмотры: 3367
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Флешмоб The Art Newspaper Russia: художники за все хорошее
И против всего плохого. Спецпроект The Art Newspaper Russia с художниками мастерских музея «Гараж».
27 марта 2020
3
Как Третьяковская галерея купила «Ветку» Андрея Монастырского
Одно из ключевых произведений московского концептуализма войдет в постоянную экспозицию музея на Крымском Валу.
27 марта 2020
4
Владимир Дубосарский: «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине»
Один из самых известных и востребованных коллекционерами российских художников рассказал о своем взгляде на искусство эпохи коронавируса.
27 марта 2020
5
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
6
Коронавирус на арт-рынке: TEFAF критикуют за безответственность, а Art Basel перенесли
Заболевшие COVID-19 участники TEFAF обвиняют организаторов в корыстолюбии и безответственности. Не исключено, что это стало последним доводом за перенос Art Basel.
27 марта 2020
7
Что ван Гог думал об обнаженных Дега
В апреле выходит трехтомное академическое издание «Писем Эдгара Дега», десять из которых связаны с братьями ван Гог.
27 марта 2020
8
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
9
Опубликован шорт-лист премии «Инновация-2020»
Хотя открытие выставки и церемония отложены из-за карантина, имена номинантов все-таки огласили.
27 марта 2020
10
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru