The Art Newspaper Russia
Поиск

Погонные мэтры

Что делать с бригадным шедевром? Обнаруженную в Центральном павильоне ВДНХ картину Александра Герасимова укрепили, но реставрировать не спешат, планируя исследование, на основе которого будет разработана методика ее восстановления

Реставраторы разворачивают полотно Герасимова

Реставраторы разворачивают полотно Герасимова

В ходе подготовки к 75-летию ВДНХ в полуподвальном помещении павильона № 1 «Центрального» была обнаружена самая масштабная из известных картин советского академика Александра Герасимова. Как свидетельствуют подписи на обороте, Герасимов писал ее не один, а с большим коллективом коллег, что в сталинскую эпоху было обычным делом. По словам куратора юбилейной экспозиции в Центральном павильоне, автора путеводителя по ВДНХ Павла Нефедова, полотно нашли рабочие, расчищавшие помещение. Оно было свернуто и подвешено к потолку на крюках. На место находки были вызваны специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). Как рассказала нашему изданию заведующая отделом реставрации произведений станковой масляной живописи Мария Чуракова, сотрудники ГосНИИРа провели работы по укреплению живописи на участке, который начали разматывать рабочие. По ее словам, картина была профессионально убрана: снята с подрамника и намотана на вал.

«Сколько лет хранилась картина, сказать очень сложно: она находилась в подвальных помещениях. Конечно, есть разрушения: расслаивание красочного слоя, небольшие подмочки, очень сильное пылевое загрязнение — это только то, что мы видели», — говорит заведующая. Досконально исследовать полотно специали-стам ГосНИИРа не удалось. По предположению Чураковой, должен быть объявлен конкурс сначала на проведение исследования, на основе которого будет разработана методика реставрации, и только потом начнутся сами работы. В августе картину перенесли в левый боковой зал павильона и впервые развернули. Сейчас она стала частью юбилейной экспозиции. На полотне впечатляющего размера (6,75×11 м) изображено заседание II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, который проходил 11—17 февраля 1935 года. Съезд состоялся в зале заседаний Верховного Совета СССР в Большом Кремлевском дворце. Тема картины была выбрана не случайно. Именно на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников было принято решение об организации сельскохозяйственной выставки в Москве (которая в 1959 году была переименована в ВДНХ). Это косвенно указывает на то, что картина создавалась именно для Центрального павильона. Возможно, ее предполагалось разместить на боковой стене зала № 3, где она сейчас и находится. Больше в павильоне просто нет подходящих площадей.

По мнению Нефедова, картина, хоть и была завершена в 1953 году, никогда не выставлялась. Она не упоминается ни в одном путеводителе 1950-х годов, хотя там перечислялись все гораздо более мелкие работы. Вопрос требует дальнейшего изучения.

Пока нет достоверных свидетельств, почему было принято решение не экспонировать картину. Вероятно, влияние оказала смерть Сталина, из-за чего открытие выставки перенесли с 1953 года на август 1954-го. Хотя официальная борьба с культом личности еще не началась и в оформлении выставки оставалось множество портретов и статуй Сталина, от новых помпезных изображений, судя по всему, решили воздержаться. Подобные решения принимались на уровне высшего руководства КПСС, причем преимущественно устно.

«Конечно, эта картина привлекает внимание своими беспрецедентными размерами. Но она также важна с точки зрения исследования истории ВДНХ. Период начала 1950-х годов довольно плохо изучен, существует много „белых пятен“, таких как картина Герасимова», — комментирует Павел Нефедов.

Просмотры: 2467
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
4
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru