18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Русский авангард и Георгий Костаки в Третьяковке, масштабная экспозиция в Историческом музее, завершающая серию выставок к 100-летию начала Первой мировой, и портрет как зеркало эпохи в Музее истории Петербурга.

Выставка «Выезд из СССР разрешить…», которая только что открылась в Государственной Третьяковской галерее, несомненно, одно из главных событий года. Она посвящена 100-летию легендарного коллекционера русского авангарда Георгия Костаки (1913–1990), который до эмиграции из СССР в 1977 году передал значительную часть своего собрания галерее. Собирать искусство Костаки начал в 1930-е, а русским авангардом «заболел» в 1950-х, когда многие еще воспринимали это как чудачество и дело бесперспективное. Ведь все, что было «декадентским» и нефигуративным в искусстве первой половины ХХ века, по идеологическим причинам было погребено в запасниках, как казалось в то время, навсегда. Главная цель этой выставки — не только показать шедевры Казимира Малевича, Павла Филонова, Любови Поповой, Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала, Александры Экстер и других представителей русского авангарда первого ряда (142 произведения живописи и более 600 листов графики) из теперь уже легендарного собрания, но и рассказать о незаурядной личности Костаки, стоящего в одном ряду с великими русскими меценатами XIX–XX веков, такими как Павел Третьяков, Иван Морозов и Сергей Щукин.

Государственный исторический музей завершает серию прошедших по всем ведущим российским музеям юбилейных выставок, посвященных 100-летию начала Первой мировой войны. Понятно, что выставка этого музея с его богатейшим собранием исторических артефактов получилась не только масштабной, но и разнообразной. Кстати, коллекцию, имеющую отношение к Первой мировой, здесь начали собирать уже в августе 1914-го, был создан даже специальный музейный отдел. Сегодня в экспозиции — такие раритеты, как реликвии полковых музеев царской армии или мундир маршала Британской армии, принадлежавший Николаю II (выставляется впервые), а также знамена, оружие, боевые награды, предметы фронтового быта и, конечно, плакаты тех лет, документы и даже живописные произведения, написанные прямо на местах боев особой бригадой художников.

Портретный жанр имеет уже долгую историю в искусстве и, видимо, будет востребован всегда. Ведь портрет, написанный чаще всего на заказ для себя, для родных и близких, спустя какое-то время становится ценнейшим свидетельством времени, которое уже ушло. Именно с этой точки зрения выстроена выставка в Музее истории Петербурга, представляющая русский портрет XIX века в исполнении и классиков (Брюллова, Маковского, Зарянко, скульпторов Витали, Пименова), и неизвестных художников той эпохи. Здесь и парадный портрет, и камерный; среди портретируемых как представители известнейших русских фамилий (Шереметьевы, Долгоруковы, Юсуповы и многие другие), оставивших яркий след в отечественной истории, так и их современники, имена которых давно канули в Лету. Эту удивительную, буквально ожившую, историю в лицах дополняют 40 отдельно сгруппированных портретов государственных мужей от петровского времени до первой четверти ХIХ века.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+